Вручены награды победителям традиционного кинофорума в Казани
«Я христианин, но искренне рад тому, что здесь, в Казани, уже много лет проводится фестиваль мусульманского кино. Если идти в глубину веры, мы все можем встретиться. Только поверхностность ведет к конфликтам, а глубина всегда объединяет».
Эти слова Кшиштофа Занусси, выдающегося кинорежиссера современности, сказанные им на церемонии закрытия IX КМФМК, могли бы стать эпиграфом и к только что завершившемуся кинофоруму, и ко всем последующим. А лучшим подтверждением правоты и мудрости живого классика кино стали фильмы, получившие главные награды фестиваля.
Безусловным фаворитом нынешнего киносмотра можно назвать ленту сербского режиссера Срдана Голубовича «Круги» (совместное производство Сербии, Германии, Франции, Хорватии и Словении). Это глубокая и пронзительная история о трудном пути к примирению, человеческому и межнациональному, после того как все мосты к этому, казалось бы, сожжены братоубийственной войной на Балканах. Кроме победы в номинации «Лучший полнометражный игровой фильм», наградой отмечены исполнители двух главных ролей в картине Голубовича – серб Небойша Глоговац и хорват Леон Лючев ( «Лучшая мужская роль»).
Приз за лучшую режиссуру получила египтянка Хала Лотфи за фильм «Пришествие в день», повествующий о буднях двух женщин, ухаживающих за своим больным родственником, прикованным к постели.
Женское лицо иранского кино на фестивале представляла режиссер Марджан Ашрафизадех. Ее дебютный фильм «Письма под дождем» принес успех молодой талантливой актрисе Масумех Хасемипур ( «Лучшая женская роль»), а также получил приз за лучший сценарий. Героиня фильма дает обет, что будет следовать божественному пути, но в какой-то момент она начинает сомневаться в помощи Бога…
Единственный татарстанский фильм, участвовавший в конкурсе игрового кино, – короткометражная лента «Конец игры» режиссера Максима Швачко по сценарию Ильгиза Зайниева – удостоился специального приза Президента Татарстана «За гуманизм в искусстве». Его вручила заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова.
С полным списком победителей и обладателей специальных призов IX КМФМК можно ознакомиться на официальном сайте фестиваля: http://kazan-mfmk.com.
«Все хорошее
Кстати, перед ее началом с выдающимся польским режиссером Кшиштофом Занусси встретился Президент Татарстана Рустам Минниханов. В ходе встречи, состоявшейся в Доме Правительства, они обсудили вопросы развития современной кинематографии.
Несмотря на то что фестиваль завершился, хотелось бы вернуться к некоторым его событиям, и прежде всего отметить огромный интерес казанских зрителей к его конкурсной и специальным программам, о чем свидетельствовали полные залы даже на утренних киносеансах. А на отдельных фестивальных показах, как рассказывают, кинозалы брали чуть ли не штурмом (напомню, в этом году со зрителей КМФМК не взимали даже символической платы). С одной стороны, это можно было бы отнести к недоработкам организаторов, но, с другой, на некоторых фестивалях о таком только мечтают и даже искусственно создают зрительский ажиотаж. Тем более что люди не просто смотрели кино, после сеанса они активно общались с создателями фильмов: задавали вопросы, размышляли вслух…
Четко, профессионально работал пресс-центр фестиваля (руководитель – Руслан Шигабетдинов), на чем хотелось бы сделать особый акцент, памятуя о том негативном впечатлении, которое оставила у журналистов эта служба в прошлом году. Нынче в дни фестиваля в пресс-центре IX КМФМК побывали многие участники и гости кинофорума, чтобы рассказать о привезенных фильмах и особенностях киноиндустрии в своих странах, а также поделиться впечатлениями о Казанском фестивале. Так, иранский режиссер Мустафа Аташмард отметил особую роль документального кино в своей стране: «В Иране проводится несколько фестивалей документального кино, также у нас есть телевизионные каналы, транслирующие только документальные фильмы». Период расцвета переживает и кинематограф Азербайджана, считает актер Юсив Гулиев, снявшийся в конкурсном фильме «Тающий остров». Совсем иная ситуация в Албании, рассказал Альгерт Скендери, режиссер фильма «Македонский учитель». «К большому сожалению, в Албании государство не способствует развитию кино», – признался он и назвал Казанский кинофестиваль уникальным в своем роде.
Приведу еще несколько высказываний участников и гостей кинофорума.
Шамиль Алиев, режиссер фильма «Степняк» (Азербайджан): «Глобализация, на мой взгляд, становится проблемой для культуры, потому что в ее процессе самобытность народов подвергается разрушению. Своей картиной я хотел предупредить: это крушение. Мой герой – пожилой степняк – бросает вызов современному обществу».
Ахмед Зейн (ОАЭ), режиссер: «В моей стране, как, наверное, во всем мире, американские фильмы смотрят больше для развлечения. Фильмы для души – они, конечно же, европейского и российского происхождения».
Али Реза Шахрохи, представитель Министерства культуры Ирана: «Для меня большая радость в шестой раз участвовать в Казанском кинофестивале. Хотел бы отметить культурную близость наших народов. Считаю, что татарстанское кино развивается, и Татарстан обладает огромным потенциалом для создания хороших фильмов».
В рамках фестиваля состоялся «круглый стол» на тему «Кинематограф Татарстана: прошлое, настоящее, будущее», в ходе которого татарстанские режиссеры, киноведы и гости кинофорума поделились своим опытом, впечатлениями и прогнозами. Эксперты сошлись во мнении, что в последнее время в Татарстане создается все больше кинокартин, которые привлекают внимание российской общественности. Казанский фестиваль помимо прочего является важной международной площадкой для показа татарстанского кино. Была высказана мысль о необходимости развивать в Казани авторский кинематограф. Только так – методом проб и ошибок, через эксперимент – можно увидеть, на что способен режиссер, есть ли у него идеи.
В обсуждении приняли участие венгерский киновед и кинокритик Иван Форгач и арт-директор Женевского фестиваля FIFOG Тахар Хоучи. Форгач, в частности, выразил сожаление, что российский зритель сегодня мало знаком с венгерским кинематографом. «Несмотря на проблемы, оно развивается, и сейчас дело за молодыми кинематографистами – они пытаются найти свой язык, занять свою нишу», – отметил кинокритик и поблагодарил за возможность показать в рамках КМФМК программу «Венгрия. Новый кинофокус».
Днем ранее кинопродюсер и тележурналист Тахар Хоучи представил в Казани коллекцию короткометражных фильмов Женевского кинофестиваля FIFOG, который появился, по его словам, вскоре после трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, и миссия фестиваля заключается в сближении культур Востока и Запада.
- «Все хорошее
заканчивается. Впереди новые фестивали и встречи с картинами, которые мы увидели в Казани», – отметил председатель жюри Карен Шахназаров. По его словам, фестиваль был организован безупречнокогда-то
«Хотя Швейцария и поддерживает свой имидж нейтрального государства, в настоящее время там очень много мигрантов. В такой ситуации неизбежно возникает напряжение между различными конфессиями, что стало особенно остро ощущаться после событий 11 сентября. Между тем, на наш взгляд, диалог возможен, и Женевский фестиваль для тех, кто в состоянии это понять», – рассказал Тахар Хоучи. По его мнению, Казанский фестиваль по духу схож с Женевским, у них общая цель: «Мы хотим, чтобы с помощью кино межнациональные отношения перешли на новый уровень, хотим сотрудничества в этой области».
Актриса и режиссер Наталья Бондарчук приезжает на фестиваль мусульманского кино уже не в первый раз, и здесь ее всегда встречают очень тепло. На этот раз представительница знаменитой кинематографической династии представила в Казани проект первой российской киносказки в формате 3D «Тайны Снежной Королевы», где история, рассказанная великим датским сказочником, подается по-новому. Действие фильма происходит в нескольких исторических эпохах, в разных странах и в разные времена года. Как рассказала Бондарчук, съемки проходили в Германии, Финляндии и России. Культура и быт северных народов стали наиболее яркими художественными образами картины. Что интересно, вместе с актерами на съемочной площадке работали дрессированные птицы и животные: олени, хаски, вороны, мыши, кролики и т.д.
Нельзя не упомянуть еще об одном кинопроекте, презентация которого состоялась в рамках IX КМФМК, – это полнометражная игровая лента «Курбан-роман», над которой сейчас работают казанская студия «Инновация» и режиссер Салават Юзеев. На презентации зрителям был представлен пятиминутный трейлер будущего фильма по одноименной повести Ильдара Абузярова, за которую автор в 2011 году получил Новую Пушкинскую премию.
Главная тема «Курбан-романа» – жертвоприношение во имя любви. По словам режиссера, съемки завершились и в настоящее время фильм монтируется. В центре истории – любовный треугольник. Действие фильма происходит в Казани, по сюжету все его герои – люди творческих профессий, и в кадре появляются многие известные деятели культуры и сценические площадки города.
Завершить работу над фильмом «Курбан-роман» планируют в 2014 году. «На следующем, юбилейном X фестивале мусульманского кино, надеемся, зрители увидят полную версию», – пообещал Салават Юзеев.
Итак, IX Казанский международный фестиваль мусульманского кино ушел в историю, и главное, что он оставил после себя, – это настрой на работу, на реализацию творческих замыслов. А их – громадье. И потому, можно сказать, все только начинается! И для самого фестиваля мусульманского кино, и для его зрителей.