В конкурсную программу открывающегося сегодня в столице Татарстана IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино вошли одиннадцать игровых полнометражных фильмов.
Среди них две российские ленты – «Иван, сын Амира» и «Отхончик. Первая любовь»; три картины, созданные кинематографистами ближнего зарубежья: «Аккыз» (Казахстан), «Паризод» (Узбекистан) и «Степняк» (Азербайджан). Европейский кинематограф на фестивале представят французско-сенегальская копродукция «Высокая как баобаб» и сербско-германский совместный проект «Круги». В конкурсе также участвуют Турция, Иран и Египет с лентами «Кэн» ( «Душа»), «Письма под дождем» и «Новый день», соответственно, а также фильм производства США «Право на любовь».
Фильм «Высокая как баобаб» знакомит со своеобразным бытом и проблемами сенегальских мусульман: в глухой африканской деревне, находящейся на периферии современного мира, девочка-подросток разрабатывает план по спасению своей одиннадцатилетней сестры, которую хотят насильно выдать замуж… «Письма под дождем» – выдержанное иранское кино о женщине, скованной обстоятельствами, разрывающейся между человеческими желаниями и принципами морали. Главный герой азербайджанской ленты «Степняк» в
Разные культуры, разные религии. Непохожие судьбы. И в основе каждого киносюжета – жизненная история, рассказанная с болью или юмором.
ДЛЯ ЛЮБВИ НЕ НАЗВАНА ЦЕНА
На реальных событиях основана и американская художественная лента «Право на любовь» режиссера из Торонто Пола Курти. Вместе с тем, как признается автор сценария и исполнительница главной женской роли Амина Жаман (она родом из Кабардино-Балкарии), в работе над этим малобюджетным кинопроектом ее вдохновляло творчество Юджина О’Нила, Артура Миллера и Теннесси Уильямса. Главную мужскую роль в фильме исполнил американский актер албанского происхождения Шпенд Дзани. Сюжет фильма таков: успешный бизнесмен Тони, католик, встречает в Нью-Йорке 23-летнюю актрису и начинающего драматурга Амину, мечтающую увидеть свою пьесу на Бродвее. Тони решает жениться на девушке-мусульманке, но его родственники против этого брака и всячески препятствуют их отношениям. Оказавшись под давлением общественных предрассудков, молодые герои вынуждены сделать непростой выбор. Каким он будет? В этом-то и заключается главная интрига фильма. Добавим лишь, что слоганом к фильму авторы взяли слова Уильяма Шекспира: «Ад пуст. Все дьяволы здесь».
Несмотря на панорамы Нью-Йорка, органично вписанные в сюжет, подобная история современных Ромео и Джульетты могла произойти где угодно.
«Отхончик. Первая любовь» – оптимистическая мелодрама молодого бурятского режиссера Баира Дышенова. Главная героиня фильма Дулма – отхончик, то есть самый младший ребенок в многодетной бурятской семье. Ее избранник – русский парень из интеллигентной семьи. Нетрудно догадаться, что им тоже придется столкнуться с предрассудками и сопротивлением родственников, но происходящее на экране, скорее, вызывает слезы умиления и добрую улыбку.
Одним из фаворитов нынешнего киносмотра, по мнению организаторов, может стать турецкая драма «Кэн».
…Молодые Айше и Кемаль любят друг друга. Несмотря на многочисленные препятствия, они поженились и уехали жить в Стамбул. Единственное, чего не хватает влюбленной паре для счастливой семейной жизни, – это ребенка. Потеряв надежду завести собственных детей, супруги решают сымитировать беременность Айше и к положенному сроку усыновить ребенка. Однако появление в доме мальчика по имени Джан, что в переводе с турецкого означает «душа», не спасает, а разрушает их брак: когда приемному сыну исполняется год, Кемаль оставляет семью.
В одной из рецензий на этот фильм говорится, что «лента сделана в лучших традициях золотой эры турецкого кино» и одновременно отличается «свежим взглядом на старые как мир семейные проблемы». Критики также отмечают замечательную игру актрисы Селен Учер (Айше), пропустившей через себя, свое сердце историю о долгом пути материнской любви к маленькому созданию, рожденному другой женщиной.
НЕ В КАЧЕСТВЕ «СВАДЕБНОГО ГЕНЕРАЛА»
Удостоенный многочисленных наград фильм сербского режиссера Срдана Голубовича «Круги» еще до официальной европейской премьеры был назван одним из «наиболее впечатляющих примеров показа войны на Балканах в кино». Основу сюжета драмы составляют три параллельные линии, связанные с событиями 1993 года.
Сербский офицер Тодор изощренно унижает местного жителя мусульманина Хариса, владельца киоска, за то, что у того оказалась распродана его любимая марка сигарет. Ситуация обостряется, когда военнослужащий сербской армии Марко заступается за Хариса, после чего пришедший в ярость офицер избивает своего же солдата до смерти.
Спустя несколько лет (война уже окончена) этот инцидент бросает длинную тень на судьбы всех его участников. Отец Марко, трудясь над восстановлением храма, сталкивается с убийцей своего сына, когда тот приходит к нему в поисках работы. А бывшая возлюбленная Марко тем временем ищет приюта у Хариса, спасаясь от мужа-тирана…
Если бы не война, иначе могла сложиться жизнь и героев дебютной ленты российского режиссера Максима Панфилова «Иван, сын Амира». Это история, в которой тесно переплелись судьбы двух совершенно разных семей, узбекской и русской. Главная героиня фильма – молодая женщина из Севастополя, вдова морского офицера, спасаясь от фашистской оккупации, вместе с двумя детьми находит убежище в глухом узбекском кишлаке, где, чтобы выжить, соглашается стать третьей женой в небольшом гареме хозяина дома – узбека Амира. Проходит время и на свет появляется мальчик Ваня, а сама женщина уже почти привыкает к новым условиям жизни и даже не подозревает, что ее первый муж-моряк жив и очень скоро его поиски пропавшей семьи увенчаются успехом…
«Воскресшего» мужа играет один из самых харизматичных российских актеров Дмитрий Дюжев, хотя изначально он хотел сыграть другую роль – того самого узбека Амира, увидев в этом персонаже сильного и благородного человека с достоверной мотивацией поступков. Но режиссер отдал эту роль узбекскому актеру Бобуру Юлдашеву. Дюжев согласился на участие в картине лишь при условии некоторых изменений в сценарии, «притушивших» абсолютную прямолинейность и душевную негибкость предложенного ему самому персонажа. Главную женскую роль в фильме Максима Панфилова исполнила польская актриса Каролина Грушка, в последнее время много снимающаяся у себя на родине и в России.
На предстоящем казанском кинофоруме Дмитрий Дюжев будет презентовать еще два кинопроекта – это художественно-документальная лента Алексея Барыкина «Заступница» (Татарстан), посвященная истории прославления Казанской иконы Божией Матери, и фильм о реабилитационном центре для онкобольных детей «Человек из Шередаря». Таким образом, на красной дорожке IX КМФМК Дюжев появится не только в качестве почетного гостя, но и как непосредственный участник киномарафона. По словам представителей дирекции КМФМК, для Казани это новая тенденция. Пока что кинознаменитости чаще посещают фестиваль мусульманского кино в качестве «свадебных генералов».
СМОТРИМ И ОБСУЖДАЕМ
Говоря о конкурсе полнометражного документального кино, нельзя не назвать фильм Татьяны Маловой «Рудольф Нуреев. Мятежный демон», исследующий личность и творческую судьбу нашего легендарного земляка. В жизни он не был ангелом, но его танец сводил с ума Париж, электризовал Лондон, воодушевлял американцев, итальянцев, австралийцев. Личность танцовщика была частью его феноменального успеха. В фильме о Рудольфе вспоминают друзья, коллеги, балетные критики.
Всего в конкурсную программу IX КМФМК вошли двадцать документальных фильмов – 10 полнометражных и 10 короткометражных. Обращает внимание тот факт, что впервые в фестивале мусульманского кино участвуют белорусские кинематографисты с фильмом «Звучит азан под небом Беларуси». Традиционный фаворит КМФМК Иран представлен тремя документальными лентами – «Этническая свадьба», «Пешка E-4» и «Соль-огонь-вода». Давний друг Казани британский кинорежиссер Овидио Салазар, получивший приз за вклад в дело исламского призыва на первом фестивале мусульманского кино, представит свою новую работу – фильм «Меж двух миров» о духовных поисках шведского дипломата, принявшего ислам. Над фильмом работали кинематографисты трех стран – Великобритании, Марокко и Швеции.
«В этом году в блоке документального кино не очень много репортажных фильмов из горячих точек и конфликтных зон, скорее, они носят миротворческий характер. То есть программа конкурсного показа полностью составлена из фильмов, отвечающих девизу фестиваля „Через диалог культур – к культуре диалога“, – отмечает арт-директор IX КМФМК Альбина Нафигова.
Помимо конкурсной, внеконкурсной и параллельной программ, в афишу IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино включен ряд специальных показов.
Так, в рамках кинофорума планируется общественное обсуждение драмы Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма» – первой игровой ленты, посвященной самой трагической странице в истории крымских татар, когда в мае 1944 года по приказу Сталина в течение трех дней был депортирован целый народ. В центре событий фильма – летчик-фронтовик Аметхан Султан. Получив краткосрочный отпуск, он приезжает в Алупку навестить своих родных и здесь становится свидетелем начавшейся депортации.
Раньше официальной российской премьеры увидят в Казани французский анимационный фильм «Волшебный лес» режиссера Жана Кристофа Дюссана, которому удается сочетать традиции японской анимации и европейской манеры повествования, реализм и мистику. «Волшебный лес» – это добрая, красивая и захватывающая история о мальчике, воспитанием которого занимается отец. Они живут вдвоем в лесу, в маленькой хижине, и отец внушает сыну, что за пределами их леса никого и ничего нет. Мальчик растет в страхе и благоговении перед отцом, в окружении единственных своих друзей – лесных духов. Но однажды ему все же приходится покинуть лес и узнать, что на свете есть такая вещь, как любовь.
Не менее красочен и увлекателен фильм «Самсара» Рона Фрике (США), работающего в жанре невербального документального кино. Самсара – слово, пришедшее к нам из санскрита, – в переводе означает «вечно вращающееся колесо жизни». Съемки фильма проходили в 25 странах в течение пяти лет, при этом использовалась 70-миллиметровая кинопленка, способная передавать тончайшие нюансы изображения. «Самсара» представляет собой полуторачасовое путешествие по самым удивительным местам планеты. Лента переносит нас на священные земли и в зоны стихийных бедствий, в сердце мегаполисов и природных чудес. В фильме нет ни единого постановочного кадра, отсутствуют закадровый текст и субтитры. На экране балийский танец сменяется буддистской молитвой, занесенные песком заброшенные фабрики – конвейером по производству мяса, атрибутика секс-шопа – сценами изготовления оружия. Вся эта витальность обрамлена в немыслимой красоты пейзажи тибетских склонов, вулканических извержений и отражений облаков в зеркальных водоемах. Величественность природы идет рука об руку с мыслью о ничтожности всякой суеты.