Под «стрелой времени»

Время нельзя остановить, замедлить или ускорить, но при желании можно почувствовать аромат ушедшей эпохи, далекой или не очень. В этом еще раз убеждает выставка «Черно-белая retroAmerica & полиномы Тухватуллина», работающая в эти дни в казанском Доме-музее Василия Аксенова.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_10099341

Время нельзя остановить, замедлить или ускорить, но при желании можно почувствовать аромат ушедшей эпохи, далекой или не очень. В этом еще раз убеждает выставка «Черно-белая retroAmerica & полиномы Тухватуллина», работающая в эти дни в казанском Доме-музее Василия Аксенова.

Остроумные инсталляции из предметов раннесоветского быта, которых немало еще пылится на старых чердаках, и черно-белые фотоснимки из жизни Америки 1920-х годов – казалось бы, что между ними общего? Но это смотря в каком пространстве… На мой взгляд, Дом Аксенова является идеальным местом для столь необычной «двойной» экспозиции. Эти стены буквально пронизаны духом «хозяина», чьи любовь к джазу и прозвище «стиляга» во многом объяснялись жгучим интересом к тому, что находилось по ту сторону «железного занавеса», и прежде всего к Америке, идеальный образ которой формировался в том числе под впечатлением украдкой листаемых заграничных фотожурналов, ставших предтечей современного печатного глянца. Улыбающиеся участницы одного из первых конкурсов «Мисс Америка» в купальных костюмах, томные красотки, профессионально позирующие для ценителей эротики, американские шумахеры в кожаных шлемах на фоне своих «фордов» и «лимузинов», белозубые, с иголочки одетые звезды негритянского джаза… Можно лишь догадываться, какой инопланетностью веяло даже от этих черно-белых иллюстраций воплощенной «американской мечты» посреди убогого социалистического быта с его «коммуналками», керосинками и часами-ходиками, отсчитывающими серые, монотонные будни, «разбавленные» постоянным страхом за родных и близких…

У «двойной» выставки и авторов двое – это казанский поэт Вадим Гершанов, предоставивший лучшую часть своей «американ­ской» ретроколлекции и снабдивший редкие снимки интересными комментариями, и художник Рашид Тухватуллин, чьи умелые руки и пытливый ум способны высечь искру философской мысли из самых бросовых «урбанистических материалов». В ход идет все – ржавые гвозди, старые дверные ручки и ключи, отслужившие свое лампы, велосипеды, радиоприемники, музыкальные инструменты… Выполненные из них инсталляции, которые автор, физик по образованию, назвал полиномами алгебре – выражение, представляющее сумму или разность нескольких одночленов), несут в себе метафору Времени, которое, по мнению Рашида Тухватуллина, имеет несколько ипостасей – психологическую, термодинамическую и космогоническую, но все они взаимосвязаны, как в жизни человека связаны между собой прошлое, настоящее и будущее. Одна из его инсталляций так и называется – «Стрела Времени», которая наглядно иллюстрирует авторскую теорию.

Впрочем, хотя каждая работа имеет свое название, любой из зрителей вправе продолжить ассоциативный ряд и расширить пространство выставки о метаморфозах Времени новыми смыслами.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще