Под эгидой Культурной Универсиады в музее-заповеднике «Казанский Кремль» одна за другой открылись три выставки, и каждая из них по-своему уникальна.
КАК СОСТЯЗАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ
Новый совместный проект Кремлевского заповедника и Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) – «Спортивные состязания и игры в народной культуре на рубеже веков (XIX–XX вв.)» – призван еще раз напомнить о неразрывной духовной связи и преемственности народных традиций и современного спорта. О том, как состязались наши предки, рассказывают почти 400 экспонатов, среди которых одежда, игрушки, смолоду приобщавшие к занятиям спортом, и разнообразный «спортивный инвентарь»: лук со стрелами, резные шахматные фигуры, деревянный велосипед, а также коньки, лыжи, снегоступы и многое другое. Здесь же, в выставочном зале «Манеж», представлены музыкальные инструменты – барабаны и зурна, игрой на которых подбадривали участников состязаний. У многих народов в финале соревнований под эту же музыку исполнялся танец победителя. И, конечно же, спортивные сюжеты издревле вдохновляли художников. Об этом свидетельствуют представленные в экспозиции моржовый клык с изображением праздничных состязаний, а также панно и скульптурные композиции чукчей, бурятов и тувинцев.
КУДА ТЕЧЕТ «ЗОЛОТАЯ РЕКА»
В дни Универсиады реализован еще один масштабный выставочный проект – «Мозаики Musivum в Казанском Кремле», ставший пробным камнем в сотрудничестве Кремлевского заповедника и Фонда Исмаила Ахметова (Москва), где хранится крупнейшая в мире коллекция произведений мозаичного искусства. Выставка знакомит с работами современных художников-мозаичистов из разных стран и состоит из двух частей: экспозиции под открытым небом, включающей семь мозаичных скульптур, и проекта итальянского мастера Марко Бравуры «Иконостас», под который отдан один из залов «Манежа».
Надо сказать, что мозаичное искусство в наши дни переживает второе рождение – в среде художников в последние десятилетия отмечается повышенный интерес к этой древней технике. Однако широкая публика практически не знакома с современным искусством мозаики.
Благодаря новым технологиям и материалам современные художники получили возможность творить действительно уникальные произведения искусства. Пожалуй, один из наиболее ярких экспонатов выставки – инсталляция «Золотая река», которая представляет собой две изогнутые семиметровые «волны», облицованные золотой мозаикой и инкрустированные разноцветными фрагментами венецианского стекла. В работе над ней объединили свои усилия российские архитекторы Сергей Чобан, Сергей Кузнецов и итальянский художник Марко Бравура. Смысловая наполненность инсталляции сложна и многослойна: тут отсылка и к легендарным мозаикам Равенны (родного города Марко) и к золоту русских иконостасов; это и символический «золотой поток», несущий яркие сверкающие камни. Еще одна эффектная особенность становится очевидной только с наступлением темноты: внутри конструкции находится подсветка, при включении которой прозрачные стеклянные вставки переливаются цветными огнями.
«Иконостас» Марко Бравура – это прежде всего гимн природе. На создание этой композиции, по словам художника, его вдохновило биоцентрическое восприятие мира. Автор исходит из традиционного понимания иконостаса как ряда икон, но вместо ликов святых апеллирует к образу древолиста. Используя богатые возможности мозаичной техники и игру света, смело экспериментируя с фактурой, художник пытается обратить внимание на хрупкость природы, ее божественное происхождение.
СПАСИ И СОХРАНИ
Познакомиться с артефактами, собранными в ходе недавних этнографических экспедиций по республике, увидеть старинные предметы татарского интерьера и быта, а также уникальные образцы традиционного национального костюма, отличающиеся богатством декора и тонкостью исполнения, позволяет выставка «Наследие», развернувшаяся в Музее истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. С произведениями мастеров XIX–XX веков здесь соседствуют работы современных художников, в старинных техниках и авторских интерпретациях создающих образцы искусства, отсылающие к истокам татарской национальной культуры.
Эта и подобные экспозиции формируют образ Татарстана как центра богатейшего историко-культурного наследия, к спасению и сохранению которого причастны и государство, и общество. Кстати, среди первых посетителей выставки «Наследие» было немало иностранных граждан из числа участников и гостей Всемирных студенческих игр. И надо было видеть их неподдельное восхищение мастерством татарских умельцев, а также тем, как нынешнее поколение татарстанцев заботится о сохранении культурных традиций.