Большое видится на расстоянии…
Эта истина стала еще очевиднее спустя год после ухода от нас классика татарского изобразительного искусства Ахсана Фатхутдинова (на снимке), живописца и скульптора, мастера резьбы по дереву, народного художника, заслуженного деятеля искусств РТ, лауреата Государственной премии имени Габдуллы Тукая, которого он так вдохновенно воспевал в своем творчестве, почетного гражданина Нижнекамска – города, куда он приехал тридцати лет от роду и где жил и творил до последних дней.
Своим неповторимым почерком Ахсан-абый отметил многие фасады и интерьеры, скверы и парки родного города. Самобытный философ, он вдохновенно размышлял в своих работах о простых и вечных истинах. Это вылилось в целую галерею образов созданного им воображаемого мира оберегов и вечных духов – ветра, земли, ночных светил. Свои мысли он высказывал с неторопливой основательностью, виртуозно пользуясь языком своей сдержанной палитры. Правдивый голос и честная позиция дали Ахсану Фатхутдинову право называться одним из лидеров национальной изобразительной школы.
У Ахсана Саримовича была одна безусловная привязанность – Габдулла Тукай. Даже если бы не было циклов работ, воспевающих национальные чувства, не было глубоко продуманных серий «Зират» и «Баганалар» ( «Могильные камни» и «Столбы»), «Оберегов» и других, побывавших на множестве выставок и вошедших в антологию искусства Татарстана, а были бы только «Стихи Тукая», «Рождение стиха», «Звуки курая», если были бы только его водяные и Шурале, современники все равно назвали бы Ахсана Фатхутдинова национальным героем и просветителем.
Он создал оригинальную манеру подачи своих композиций, частью которых становятся рамы, чаще всего сделанные из грубо обработанных кусков дерева, но на самом деле тщательно подобранных.
Художник при жизни пользовался заслуженной популярностью. Его работами охотно пополнял свои фонды Нижнекамский музей, собравший самую полную на сегодняшний день коллекцию работ мастера. Среди них – небольшая и не самая броская работа, которую, тем не менее, называют одной из самых загадочных и философских: белый кот на фоне полной луны.