Вышел в свет десятый номер «Казанского альманаха». Юбилеем это не назовешь, но то, что первая круглая цифра в нумерации издания появилась, – это хороший знак.
Однако главная отличительная черта свежего номера «Казанского альманаха» – его тематическая основа. Тема же, выбранная редколлегией, столь же актуальная, сколь и вечная: литература и псевдолитература. Видение проблемы изложено во вступительной статье, в заголовок которой вынесено латинское изречение «Письмо не краснеет». «Если слово „письмо“ рассматривать в широком, литературном смысле, – говорится в ней, – то, в самом деле, что бы человек ни написал – вздор, чепуху на постном масле, банальность, что бы ни использовал в письме – плагиат, убогий свой графоманский арсенал… нет, письмо его от стыда не покраснеет. Жаль. А то бы требовательный читатель сразу отбросил все вторичное, поддельное, некачественное».
На заданную тему редколлегия альманаха предлагает свою анкету, на которую предельно откровенно отвечают писатели Людмила Улицкая, Александр Кабаков (Москва), Эдуард Русаков (Красноярск), Разиль Валеев, Рустем Галиуллин и Лев Кожевников (Казань). Говоря об имитаторах, лжеписателях, которые на литературе строят свою карьеру, один из анкетируемых замечает: «Если составить список имитаторов и дать анонс, на какой странице он будет размещен, то эта страница станет самой читаемой».
«Графомана можно „поймать“ по некоторым отличительным признакам, – говорится в опубликованной здесь же статье Васи Татарского «Охота на графоманов». – Это, в первую очередь, плодовитость, многословие и напор, с каким он пытается издать свою писанину. Лесть, просьбы, угрозы, интриги… – все идет в ход. Добавим, что графоман напрочь лишен чувства юмора, а еще он в обязательном порядке очень болезненно и агрессивно реагирует на любую критику…» И в целом статья меткая, остроумная, смелая и, замечу, нетипичная для тиши и глади нашей литературной жизни. Правда, автор гребет под одну гребенку всех – и графоманов, и прожженных имитаторов, и просто скучных и убогих старателей от литературы.
Тему имитаторства и самозванства в литературе продолжает, только уже в художественной форме, отрывок из романа Ахата Мушинского «Белые Волки». О том же на страницах альманаха размышляют поэты Филипп Пираев, Эдуард Учаров, прозаики Адель Хаиров и Алла Глебова.
Вернемся к редакционной статье, открывающей номер: «Питаться надо не только качественным маслом, сыром, колбасой, но и здоровой умственной и духовной пищей, во главе которой, как известно, стоит литература. Но в художественной литературе нет светофоров, компасов, нет лакмусовых бумаг, спиртометров, которые помогали бы ориентироваться. И читателю порой, а точнее, зачастую, трудно отличить подлинное от фальшивого, настоящее от ложного». Бесспорно, проблемы пишущих автоматически становятся проблемами читающих.
По-настоящему литературную весомость «Казанскому альманаху» на этот раз придают подборки стихотворений Тимура Алдошина и Сергея Кудряшова, рассказы Майи Валеевой, Аллы Глебовой и Къеллы.
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения писателя-фронтовика Тихона Журавлева и поэта Леонида Топчего, а также 40 лет ПОСОХу – поэтическому содружеству им. В. Хлебникова (Казань). Им в номере также посвящены обширные материалы.
Особо хотелось бы сказать о Тихоне Журавлеве, чья известность как писателя в послевоенные годы вышла далеко за пределы республики. О его «Рядовом Антипове» тепло и заинтересованно отзывались Михаил Шолохов и Александр Твардовский. Тем не менее столетний юбилей писателя-фронтовика в Казани остался почти не замеченным, а ведь Тихон Журавлев в свое время возглавлял русскую секцию Союза писателей республики…