Игорь Зисер: «Все музыканты – люди верующие»

В минувшую субботу в Свияжске под сводами восстановленного, но пока не освященного храма Всех Скорбящих Радости звучали древние хоровые распевы и духовные произведения русских композиторов в исполнении известных творческих коллективов.

Автор статьи: Ирина УЛЬЯНОВА

information_items_10088055

В минувшую субботу в Свияжске под сводами восстановленного, но пока не освященного храма Всех Скорбящих Радости звучали древние хоровые распевы и духовные произведения русских композиторов в исполнении известных творческих коллективов. Так продолжился II Международный фестиваль «Музыка веры», который проходит в этом году под эгидой «Культурной Универсиады» и включает в свою программу все разнообразие жанров и явлений духовной музыки.

О том, как зародился этот уникальный проект и что ожидает любителей духовной музыки непосредственно в дни Универсиады, рассказал в беседе с нашим корреспондентом продюсер фестиваля «Музыка веры» Игорь Зисер.

– Игорь Григорьевич, вы известны в музыкальных кругах Казани как хранитель джазовых традиций. Когда и почему появилась у вас идея организовать фестиваль «Музыка веры»?

– Это только на первый взгляд связи между духовной музыкой и джазом не существует. Джаз возник из двух составляющих: с одной стороны, это светская музыка, основа ее, так скажем, афроамериканский блюз, а с другой – негритянские духовные песнопения: спиричуэлс и более поздняя его ветвь – госпел. Первоначально это были песни, в которых говорилось о тяжелой жизни чернокожих рабов. Позже к ним примешались религиозные мотивы, а поскольку афроамериканцы по натуре очень эмоциональны, все это вылилось в такую своеобразную форму. В США существует множество негритянских хоров, которые поют эту музыку. 

Мысль о том, чтобы расширить музыкальную палитру в нашем городе, возникла у меня очень давно. Занимаясь организацией джазовых фестивалей, я много общался с музыкантами разных направлений, и однажды мы даже сделали такую попытку. У Дюка Эллингтона есть «Священный концерт» в нескольких частях – это очень сложное произведение, в котором участвуют хор, джазовые музыканты, солисты, чтецы Библии… В девяностые годы «Священный концерт» с успехом исполнялся в Ленинграде и Минске. Совместно с ленинградскими музыкантами мы попытались организовать такой же концерт в Казани – не получилось! Сложностей было очень много, и мы практически все их преодолели, но в последний момент хор отказался. Однако идея соединить в одном концерте разные музыкальные стили и жанры меня не оставляла. 

Татарстан расположен на пересечении двух культурных «тектонических плит», и в исламе тоже есть очень интересные музыкальные традиции, малоизвестные у нас. Даже если говорить о татарской народной музыке. В ней тоже отражаются религиозные и этические представления нации. Но начиная с 1990-х годов, когда началась всеобщая коммерциализация, прежде всего стали развиваться те жанры, которые интересны шоу-бизнесу, и, к сожалению, настоящей народной музыки становится все меньше и меньше. Взять, к примеру, Надежду Кадышеву, которая начинала как народная исполнительница, а сегодня превратилась в пародию на саму себя. Тут никто не виноват, это логика шоу-бизнеса, он так устроен, что любое явление начинают нещадно эксплуатировать и тиражировать, идя при этом по пути наименьшего сопротивления. И, в принципе, мы пытаемся нашими действиями, организуя подобные фестивали, восполнить дефицит музыки, апеллирующей к душе.

– Вы действительно полагаете, что вам удастся развернуть слушателей от эстрады в сторону серьезной музыки?

– Вообще, если говорить о том, почему именно духовная музыка легла в основу концепции нашего фестиваля, то ответ может быть очень простой: потому что все музыканты – люди верующие. И я заметил: чем талантливее исполнитель, тем он ближе к Богу. Может быть, они не ходят в церковь или мечеть, но все их творчество обращено к такой субстанции, которую материализм отвергает, – к душе! Есть душа у человека или нет – это основной вопрос. Музыка напрямую, минуя «фильтр» сознания, входит в душу человека, и процесс этот не поддается никакому рациональному объяснению. Ведь когда человек начинает анализировать, включается мозг, а для восприятия музыки мозг не нужен. И прежде всего это касается духовной музыки, которая изначально обращена именно к душе человека. В то же время есть, допустим, танцевальная музыка, которая выполняет служебную функцию. Человек – сложное существо, в нем всегда сосуществовало божественное и низменное, земное и небесное. Так вот к этому высокому мы и хотим обратиться через свою музыку.

– Если сама идея, как вы говорите, возникла очень давно, то почему нынешний фестиваль «Музыка веры» лишь второй?

– В 2005 году закончилась история фестиваля «Джазовый перекресток». Это было связано с тем, что сменилась городская администрация и прекратилось финансирование, а без поддержки официальных кругов такого рода масштабные мероприятия у нас в Казани обречены. 

  • Игорь ЗИСЕР, продюсер фестиваля «Музыка веры»Игорь ЗИСЕР, продюсер фестиваля «Музыка веры»: 
    Организуя подобные фестивали, мы пытаемся восполнить дефицит музыки, апеллирующей к душе.

К счастью, два года назад идею фестиваля духовной музыки поддержало Министерство культуры Татарстана, и у нас появилось сразу две площадки: в Болгаре, где ежегодно проходит праздник, посвященный принятию ислама, и в Свияжске – как центре православной культуры. Второй концерт фестиваля мы уже традиционно проводим там. В этом году он состоялся в только что открытом после реставрации Соборе Богоматери Всех Скорбящих Радости. Это храм постройки начала XX века – огромный, вместительный, с прекрасной акустикой…

 – Ну и хотелось бы узнать о гала-концерте, ведь он будет не только кульминацией фестиваля, но и, по всей видимости, подарком городу и многочисленным гостям Казани, которые приедут на Универсиаду?

– Гала-концерт состоится 7 июля в Казанском Кремле на открытой площадке Пушечного двора. Восточная музыка у нас будет представлена от Татарстана таким исполнителем, как Мингол Галиев, чья манера пения напоминает Ильхама Шакирова. Из Узбекистана приезжает великолепная певица Севара Назархан. Долгое время она работала со знаменитым британским музыкантом Питером Гэбриэлом, и сейчас известна во всем мире, быть может, даже больше, чем в России. У нас ее знают как участницу проекта «Голос», но в репертуаре певицы есть и духовные песнопения. Кроме того, приезжает очень интересный, на мой взгляд, вокальный квартет «Светоглас» из Болгарии. На Балканах вообще все интересно развивалось, там одновременно было сильное влияние Востока и Африки. Православную русскую музыку будет представлять московский мужской хор «Пересвет». Выступят также Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой и клезмерский ансамбль «Симха», который исполнит хасидскую музыку (хасидизм – одно из течений в иудаизме. – Ред.). Это такая веселая жизнерадостная музыка, выражающая хвалу Господу и близкая к танцевальным ритмам. Также будет блок, посвященный негритянским спиричуэлс и конкретно Луи Армстронгу. Основоположник джаза в свое время выпустил диск «Великая книга» на тексты Библии. Некоторые из этих композиций прозвучат в исполнении хорового коллектива из Ульяновска. И это далеко не полный перечень всех участников и тематических блоков.

– На ваш взгляд, что самое трудное в организации подобных фестивалей?

– Я много занимался фестивалями и часто целиком брал на себя их организацию, но в данном случае освобожден от этого, и тем не менее абсолютно уверен, что все будет сделано как надо. Вовремя люди приедут, вовремя будут размещены и накормлены. Для фестиваля, кстати, это очень важно.

Главная же сложность заключается в «пересечении» трех великих религий, представленных на нашем фестивале. Между собой они находятся в довольно сложных отношениях, поэтому наша задача – попытаться сделать так, чтобы эти отношения немного оттаяли. Скажем, нам бы хотелось, чтобы перед концертом в Казанском Кремле к зрителям вышли представители основных конфессий и дали свое благословение. Потому что дело это богоугодное.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще