Опера-блюз от маэстро-экстремала

В дни Всемирной летней универсиады на сцене Татарского академического театра оперы и балета состоится международный музыкальный фестиваль «Шаляпин. Нуриев. Казань».

Автор статьи: Елена ОСТРОУМОВА

information_items_10085898

В дни Всемирной летней универсиады на сцене Татарского академического театра оперы и балета состоится международный музыкальный фестиваль «Шаляпин. Нуриев. Казань». Участниками масштабного форума станут звезды мировой оперной и балетной сцены. В рамках фестиваля 6 июля на сцене театра состоится премьера – концертное исполнение оперы Дж.Гершвина «Порги и Бесс». 

Главные партии в «первой американской опере» исполнят певцы из США, Великобритании, Аргентины и ЮАР: Кевин Шорт (Порги), Кирстен Пипер Браун (Бесс), Лестер Линч (Краун), Рональд Самм (Спортинг Лайф), Мельба Рамос (Клара) и Нкосазана Диманде (Сирина). За музыкальную часть премьеры отвечает итальянский маэстро Марко Боэми, хорошо знакомый казанскому зрителю. Мы побеседовали с дирижером во время одной из репетиций предстоящей премьеры.

– Марко, чем для вас интересна опера Джорджа Гершвина «Порги и Бесс»?

– Эта опера – первый опыт соединения классической музыки и джаза. В то время когда опера создавалась (1930-е гг. – Ред.), публика относилась к оперному жанру очень серьезно, эмоционально. Многие считали, что соединить «высокий» жанр оперы с «низким» жанром джаза невозможно. Потому эта идея сама по себе уже шедевр. На сцене вы увидите историю о бедных афроамериканцах, борющихся с самой судьбой за выживание. Они поют в блюзовой манере, в традиционных жанрах – спиричуэлс, госпел, потому что это настоящая афроамериканская музыка, что и делает оперу «Порги и Бесс» уникальной.

– Как проходят репетиции с оркестром театра?

– Конечно, для европейского оркестра эта музыка непроста для восприятия. Чтобы понять ее до конца, она должна быть заложена в ДНК. Но это практически не касается немецких, итальянских и русских музыкантов, у них это как-то  получается. И я вижу, что оркестру нравится играть эту музыку. Музыканты усиленно работают над тем, чтобы понять и воспроизвести уникальный стиль оперы Гершвина.

– Есть ли какие-то сложности?

– Опера «Порги и Бесс» сильно отличается от всего того, что прежде играл оркестр. Особенно это касается ритма – нужны гибкость и свобода передачи музыкального материала. Гершвин использует много ударных, что характерно для афроамериканской джазовой музыки, и у нас в составе оркестра есть африканские барабаны, банджо. В него включены также саксофоны, которые почти никогда не используются в классических оркестрах. Мы работаем медленно, чтобы у оркестрантов было время прочувствовать эту музыку.

– Как давно идут репетиции?

– Работу с оркестром мы начали несколько месяцев назад, когда я приезжал на Шаляпинский фестиваль, и позже, в апреле, мы старались, помимо основной работы, выделить время для репетиций «Порги и Бесс». Главные солисты приедут примерно за восемь дней до премьеры, а репетиции с исполнителями небольших партий идут уже несколько недель.

– Вам нравится бывать в Казани?

– Да! В вашем городе много живописных мест. Мне очень нравится архитектура в центре города, в частности Кремль. К тому же россияне и итальянцы очень похожи – они дружелюбны, добросердечны, открыты.

– Вы дирижировали спектаклями в крупнейших оперных театрах мира – Милане, Неаполе, Париже, Токио, Будапеште. Наверное, переезды и путешествия стали частью вашей жизни?

– Да, я много путешествую, и не только по долгу службы, но и во время каникул. Мне нравятся экстремальные виды отдыха. Я люблю скалолазание, а однажды даже взбирался на Килиманджаро. Как-то занимался каякингом (вид водного туризма или активного отдыха на воде. – Ред.) в водах Северного Ледовитого океана. В Африке мы отправились на сафари, пробирались сквозь дикие джунгли, наблюдали за гориллами в Уганде… Это было необыкновенно! Я знаю, это звучит как сумасшествие, но такие острые ощущения помогают мне выйти из зоны комфорта, а значит, стать лучше. Новые впечатления, эмоции, на мой взгляд, необходимы музыканту, дирижеру, все это расширяет кругозор, дарит вдохновение и уверенность.

«Порги и Бесс» не только является первой в истории США национальной оперой, но и входит в десятку лучших музыкальных произведений XX века. В основу либретто, написанного старшим братом Гершвина Айрой, лег довольно популярный в свое время роман Дюбоза и Дороти Хейворд «Порги», в котором ярко и правдиво изображена жизнь афроамериканцев, живущих в убогих лачугах Кэтфиш-Роу. Образ калеки Порги списан с безногого нищего, разъезжавшего по улицам в тележке, запряженной козой. Книга поразила Джорджа Гершвина с первых страниц, и непроизвольно в голове композитора стали возникать мелодии… Впервые оперу «Порги и Бесс» зрители услышали в 1935 году в Бостоне, затем на Бродвее. С тех пор она неизменно остается в современном оперном репертуаре. По завещанию Гершвина эту оперу всегда должны исполнять только темнокожие артисты.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще