Человек-праздник

Вопреки пословице «где родился, там и пригодился», уроженец высокогорного дагестанского села Вакиф Саркаров применение своим талантам нашел на татарстанской земле. Здесь вот уже более сорока лет он готовит работников культуры – режиссеров и актеров.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

information_items_10085798

Без Саркарова в Елабуге не было бы своего театра

Вопреки пословице «где родился, там и пригодился», уроженец высокогорного дагестанского села Вакиф Саркаров применение своим талантам нашел на татарстанской земле. Здесь вот уже более сорока лет он готовит работников культуры – режиссеров и актеров.

С КАВКАЗА В ЕЛАБУГУ ЧЕРЕЗ ЛЕНИНГРАД

Все это время в трудовой книжке Вакифа Абдуллаевича значится единственное место работы, правда, названия были разные – от культпросвет­училища до (ныне) Елабужского колледжа культуры и искусств. Приехав сюда в 1970 году, выпускник Ленинградского института культуры и не думал, что задержится так надолго. Он говорит, что просто полюбил городок на Каме, преподавательскую работу, студентов.

О родных местах вспоминает с любовью: они и правда удивительные. Это самый высокогорный уголок республики. Вершины, покрытые вечными снегами, видны из любой точки Южного Дагестана. Рядом с лезгинским селом Микрах, где вырос Саркаров, находится гора-четырехтысячник Шалбуздаг. Жители обычно ходили туда добывать лед. Климат разный в каждом селе. В одних еще держится снег, а в других, что в долинах рек, уже цветут кизил, абрикос, вишня, черешня…

Отец Саркарова работал в местной школе и возглавлял театральный коллектив, состоявший из учителей. Сын постоянно бывал с ним в клубе, участвовал в представлениях и так полюбил это дело, что появилась мечта стать актером. Однако подобный поворот дела пришелся отцу не по душе – он видел сына кораблестроителем. Вакиф не послушался и попытался поступить в лезгинскую студию театрального института в Махачкале, но не удалось. Дело в том, что юноша-абитуриент должен был привести «за руку» еще и девушку, только парами допускали до экзаменов. Ведь девочек родители на Кавказе не особо пускали «в артистки», и была их острая нехватка.

Вакиф устроился на работу в Махачкале, поступив в вечернюю школу телевизионных актеров. Окончив ее и сыграв несколько ролей, решил попытать счастья в Ленинграде. Думал: не поступлю, так хоть город посмотрю. Отец обижался на сына, но потом смирился.

В театральный вуз Саркаров не прошел, но поступил в Институт культуры на режиссерское отделение. Так его судьба и определилась.

По окончании вуза молодого режиссера направили в незнакомую ему Елабугу. Он поначалу и на карте этот город нашел не сразу! Но решимости ехать это не убавило: здесь давали место в училище, а Вакифу Абдуллаевичу очень понравилась преподавательская работа – практиковался еще во время студенчества.

С трудом, на перекладных, добрался до Елабуги – транспортная сеть тогда не была развита так, как сейчас. Город понравился. Перевез сюда семью, с головой погрузился в работу.

В то время Саркаров был единственным преподавателем театральных дисциплин на русском отделении. Вел почти все предметы, положенные по специализации, – режиссуру, сценическую речь и движение, технику сцены, музыкальное оформление, грим… Затем, когда преподавателей стало больше, стал специализироваться на режиссуре. А позднее главным направлением его деятельности стала режиссура массовых представлений.

ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР

– В 1975 году поступила директива подготовить к съезду партии массовое представление под названием «Заре навстречу», – вспоминает Вакиф Абдуллаевич. – Попробовали, получилось. Подключили курсантов школы милиции, школьников. В представлении участвовали 250 человек. Это было первое такое крупное действо в Елабуге. Потом стали проводить и другие.

Большой праздник готовили к 200-летию присвоения Елабуге статуса города в 1980 году, тогда в представлении постарались осветить всю историю поселения. Декорации, лошади, украшенные автомобили – чего только не было, задействовали весь доступный на то время арсенал. Многие годы Саркаров был бессменным режиссером городских праздников, готовил также сценарии проведения Сабантуя не только в Татарстане, но и за его пределами – в Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге. Режиссировал представления для Всероссийской Спасской ярмарки.

Но с особым трепетом относится режиссер к Дню Победы. Он готовил программу всех юбилейных торжеств, начиная с празднования 30-летия Победы и заканчивая 65-летием.

– Мы старались рассказать всю правду о войне. Основные вехи, подвиги, которые совершали наши отцы, деды. Это забыть никак нельзя, – рассказывает Вакиф Абдуллаевич. – Но словами мне трудно передать, сценическими приемами лучше получается!

Все, кто знаком с Саркаровым, отмечают легкость общения с ним, его добросердечность и кавказское радушие. Человек-праздник – это о нем, как в профессии, так и в повседневной жизни.

Сейчас подготовку масштабных мероприятий взяли на себя ученики Саркарова, и ему это очень приятно. Его бывшие студенты работают практически во всех районах республики, служат в театрах, уезжают покорять столицы.

– Люблю своих студентов, они интересные, – улыбается режиссер. – Стараюсь им быть как отец, как друг. Ни одного студента не отчислил за все время работы, но и спуску не давал, заставлял трудиться с первого дня.

Учиться надо всю жизнь, уверен Саркаров. Каким бы ни был дар, если его не развивать, он рано или поздно будет утрачен. Обязательно нужно ежедневно практиковаться. Режиссерам, например, – в наблюдении. Студентам Саркаров советует вести дневник и описывать интересные мизансцены, манеры людей. Эти записи потом помогают в работе. Не только внешняя сторона событий важна. Режиссеру необходимо быть самым настоящим психологом. Только так можно анализировать драматический материал и создавать образы.

ТЕАТР ДЛЯ БУДУЩИХ МАСТЕРОВ

При непосредственном участии Вакифа Абдуллаевича в Елабуге, наконец, появился театр. Народные коллективы в разное время складывались и были довольно успешными, но исчезали. Своего помещения у них никогда не было, это не давало развиваться местной театральной деятельности. Недавно колледжу передали отдельное здание, где поселился учебный театр. Там с большим трудом, но была проведена реконструкция, оборудованы классы для занятий, сцена, зал.

Весной состоялось торжественное открытие. Директор колледжа культуры и искусств Альфира Акберова рассказала, как Саркаров ратовал за необходимость студенческого театра, где молодые люди могли бы практиковать свои навыки, ведь будущим актерам и режиссерам это необходимо, как воздух.

«Мы используем опыт и мудрость Вакифа Абдуллаевича при подготовке ко всем мероприятиям, – говорит Акберова. – Он незаменимый человек: сейчас руководит работой учебно-консультационных пунктов в районах республики, где ведется заочная подготовка специалистов».

Действительно, значительную часть года Саркаров проводит в командировках. Колледж имеет пункты в восьми районах. На студенческую скамью садятся клубные работники, не имеющие специального образования, их готовят на режиссеров массовых представлений. «Утром корову подоят и едут на занятия, – так описывает преподаватель процесс учебы без отрыва от дома. – Вечером возвращаются к семье и домашним делам».

И еще важная часть жизни Вакифа Абдуллаевича – центр народной культуры «Родник» в Набережных Челнах, соучредителем которого он является. Здесь проводятся различные праздники, а национальные общины имеют возможность рассказать о своей культуре.

В нынешнем году Саркарову исполнилось 70 лет. Несколько раз за свою жизнь Вакиф Абдуллаевич порывался вернуться в родные края, но оставался здесь. Так уж вышло, что сердце горца было поделено между седым Кавказом и равнинным Татарстаном.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще