Прогулки с Данте

25 и 26 июня на сцене Татарского академического театра им.Г.Камала вновь выступит вильнюсский театр «Мено Фортас», который представит «Божественную комедию» Данте Алигьери в постановке всемирно известного режиссера Эймунтаса Някрошюса.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

information_items_10082088

25 и 26 июня на сцене Татарского академического театра им.Г.Камала вновь выступит вильнюсский театр «Мено Фортас», который представит «Божественную комедию» Данте Алигьери в постановке всемирно известного режиссера Эймунтаса Някрошюса.

Напомним, что первое знакомство казанской публики с творчеством Някрошюса состоялось в прошлом году в рамках II Международного театрально-образовательного форума «Науруз», театр «Мено Фортас» тогда привозил спектакль «Идиот» Ф.Достоевского. «Божественная комедия» – последняя по времени постановка Някрошюса, ставшая, как и все спектакли «литовского гения», событием в театральном мире. Мировая премьера состоялась в итальянском городе Бриндизи, где умер Вергилий, согласно поэме, спутник и проводник Данте в царстве мертвых.

«Божественная комедия» – одно из центральных творений мировой культуры, и только метафорическому театру Някрошюса под силу перевести поэму великого флорентийца на язык сцены. Путешествие поэта в поисках прекрасной Беатриче режиссер представляет как путешествие в поисках любви по самым потаенным уголкам человеческой души, где есть и свой ад, и свой рай.

В четырехчасовой спектакль вошли первые две части «Божественной комедии»: «Ад», «Чистилище» и одна песнь «Рая», ведь именно там, в кругах Света, Беатриче ждет своего возлюбленного. Но режиссера интересует не столько аллегорический путь человеческой души в поисках божественного света, сколько история земной любви флорентийца Данте к девочке Беатриче, которая жила на соседней улице, носила красное платье и рано умерла. Роландас Казлас в роли Данте играет не отвлеченного поэта, впавшего в романтическую тоску об ушедшей возлюбленной, а простого улыбчивого парня в красной рубахе, не желающего мириться с потерей. Даже в аду он ведет себя довольно активно. Ему все любопытно, особенно в первом круге, когда он попадает в мир ушедших поэтов-классиков. Когда они проходят перед ним строем под предводительством слепого Гомера, Данте радостно бросается к ним, чтобы взять… автографы.

Историю своей земной любви Данте описал в книге Vita nouva. А «Божественная комедия», по замыслу поэта, должна была стать памятником любимой женщине. «Была в поэме Данте и другая – тайная и главная – цель, ускольз­нувшая от многочисленных комментаторов и ставшая очевидной для зрителей спектакля Някрошюса, – пишет театральный критик Марина Дмитриевская. – Данте не только хотел рассказать городу и миру о своей любви к прекрасной Донне, но и о том, как любила его Беатриче, как тосковала и ждала, как беспокоилась о нем даже там, в Раю, сидя возле Бога».

Впрочем, не стоит обольщаться кажущейся приземленностью героев спектакля. Хотя Някрошюс сопроводил программку поэпизодным либретто, быть зрителем его «Божественной комедии» — огромный труд.   По словам самого режиссера, с текстом Данте можно работать всю жизнь, пытаясь что-то понять. Но можно так и не понять…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще