В Казани завершился XI международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», в рамках которого было показано почти 30 драматических и кукольных спектаклей ведущих драматических трупп тюркского мира. Кроме того, «Науруз», как всегда, стал площадкой дружеского и профессионального общения, а также порадовал интересной гостевой программой.
У казанского театрального форума нет ни жанровых, ни тематических рамок, он ограничен только во времени, поэтому задействованы были практически все сценические площадки города и даже амфитеатр на берегу озера Кабан, где в предпоследний день фестиваля был представлен спектакль Стамбульского театра драмы «Самоубийца Бенерджи» по Назыму Хикмету. А накануне на одной и той же сцене можно было увидеть якутскую «Медею», тувинских «Ромео и Джульетту» и созвучную им хакасско-японскую вариацию на тему повести, которой «нет печальнее на свете» ( «Остров Небесных Сетей»). Как норма воспринималось и то, что в фестивальной афише музыкальная сказка соседствовала с философской притчей, «новая драма» – с античной трагедией и так далее. Кроме того, бесперебойно работал пресс-центр фестиваля, в котором побывали практически все почетные гости форума. Среди них – ведущая актриса Якутского академического театра им. Ойунского и выдающаяся этническая певица Степанида Борисова, приехавшая на «Науруз» уже в третий раз. И если в прошлые годы она поразила зрителей прежде всего как исполнительница тойука – уникального вида якутского горлового пения, то на этот раз гостья из Якутии предстала в образе Медеи, героини античной трагедии, не утратив при этом колоритных черт северной шаманки, сказительницы. Моноспектакль «Медея – Керчиктер» по пьесе Хайнера Мюллера поставил молодой режиссер, выпускник Центра им.В.Мейерхольда (Москва) Шамиль Дыйканбаев.
На пресс-конференции Степанида Ильинична смущенно призналась, что мечтает сыграть «Медею» в Афинах, на подмостках настоящего античного театра. И так же простодушно гостья поведала, почему из года в год приезжает в Казань: «Каждый раз стараюсь не поехать, но у вас такие ребята работают, так уговаривают! Вот и в этот раз думала, что сыграю „Медею“ и сразу уеду, но, увидев программу фестиваля, попросила поменять мне билет». По словам актрисы, в родной Якутии ее «Медею» не поняли, в отличие от Казани, где был переаншлаг. «Я знаю, что здесь меня любят, вот за этой любовью, за аплодисментами я и приезжаю, возможно». Кстати, сегодня Степанида Борисова уже подумывает о «Кассандре».
Одна из встреч с почетными гостями театрального форума состоялась в Министерстве культуры РТ, на которой, в частности, обсуждались перспективы сотрудничества Татарстана и ЮНЕСКО в области театрального образования. Искреннюю заинтересованность в совместных образовательных проектах выразили министр культуры Айрат Сибагатуллин и директор Международного театрального института (ITI) ЮНЕСКО Тобиас Бианконе, а также представители международного театрального центра Akt-Zent (Германия) Юрий Альшиц и Кристин Шмэлер.
Главный режиссер московского театра «Школа драматического искусства» Игорь Яцко, будучи учеником выдающегося режиссера-экспериментатора Анатолия Васильева, также выразил готовность провести в Казани в рамках III Международного театрально-образовательного форума, который пройдет в следующем году, тренинг и мастер-класс для татарстанских актеров.
Пресс-конференция с Игорем Яцко состоялась накануне одного из самых ожидаемых событий фестиваля – показа спектакля «Пушкинский утренник» в постановке легендарного режиссера и основателя театра «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева.
Театр Васильева – это, действительно, прежде всего школа, непрерывный процесс обучения и поиска, это различные тренинги, опыты, исследования. Именно в результате такой «лабораторной» работы над «Диалогами» Платона и произведениями ранней лирики Пушкина и появился спектакль «Пушкинский утренник». Его уникальность – в особой вербальной технике, позволяющей трансформировать классическое стихотворение в диалог или даже мини-пьесу. А «утренник», наверное, потому, что со стороны это смотрится как увлекательная игра. Хотя правильнее сказать, что «Пушкинский утренник» – это пир абсолютного актерского слуха.
«Все начиналось с задания Васильева сочинить микропьесы на стихи Пушкина, – рассказал Игорь Яцко. – Позже из этих микропьес был собран цикл «Разговоры с поэтом». Так появилась выраженная тема Пушкина в театре. А чуть позже появился спектакль «Пушкинский утренник. Уроки Анатолия Васильева», который создавался в общей сложности десять лет из всего того, что мы репетировали, того, чему он нас учил».
После того как Анатолий Васильев уехал из России, он поручил своим ученикам заботиться о том, чтобы театр выжил. «Это было непростой задачей и огромной ответственностью, – признался Игорь Яцко. – Важно сохранить зрительский интерес, и я очень рад возможности показать спектакль «Пушкинский утренник» на таком известном фестивале, как «Науруз».
В завершение театрального форума состоялся «круглый стол» с участием известных театральных критиков из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, которые обобщили свои впечатления об увиденных спектаклях, поговорили об общих тенденциях и проблемах тюркоязычных театров, которые выявил нынешний «Науруз». Но прежде всего члены коллегии критиков поблагодарили устроителей фестиваля в лице руководства Татарского академического театра им.Г.Камала за радушный прием, интересную программу и безупречную организацию форума. На «круглом столе» столичные критики уже традиционно отмечали редкую нынче возможность увидеть в Казани работы тех театров, связи с которыми практически утрачены – например, такими как туркменский, казахский, азербайджанский. «У этого фестиваля колоссальная информативность», – подытожила председатель коллегии критиков Ирина Мягкова. Вместе с тем, по ее мнению, проблема отбора спектаклей для «Науруза» остается. В частности, она предложила создать
Говоря же об участии татарстанских театров, многие гости признали, что одним из открытий нынешнего «Науруза» стал мензелинский театр, представивший драму турецкого автора Т.Джюдженоглу «Лавина». Не столь однозначные, но в целом положительные отзывы получил спектакль альметьевского театра «Мещанская свадьба» по Бертольду Брехту в постановке питерского режиссера Искандэра Сакаева, работающего в русле мейерхольдовских традиций. Кстати, Ирина Мягкова выразила сожаление по поводу того, что на «Наурузе» не предусмотрен конкурс. По ее словам, Гран-при фестиваля, если бы таковой был, она отдала бы Татарскому академическому театру им.Г.Камала за спектакли «Однажды летним днем» Й.Фоссе и «Мулла» Т.Миннуллина в постановке Фарида Бикчантаева. «В тюркском мире одно время лидером был турецкий театр, но сегодня я однозначно могу сказать, что лидером является Татарстан и театр имени Камала», – заявила она.
Впрочем, сам Бикчантаев, на правах художественного руководителя фестиваля, тут же отверг мысль о том, чтобы вернуть «Наурузу» дух соревновательности, от которого организаторы в свое время совершенно сознательно отказались. По его мнению, куда важнее, при всем разнообразии театров тюркского мира, увидеть то, что их роднит и объединяет. А фестиваль «Науруз», по счастью, это позволяет.