Почему у «Науруза» есть лидеры, но нет Гран-при

В Казани завершился XI международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», в рамках которого было показано почти 30 драматических и кукольных спектаклей ведущих драматических трупп тюркского мира. Кроме того, «Науруз», как всегда, стал площадкой дружеского и профессионального общения, а также порадовал интересной гостевой программой.

Автор статьи: Ольга МИТИНА

information_items_10080238

В Казани завершился XI международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», в рамках которого было показано почти 30 драматических и кукольных спектаклей ведущих драматических трупп тюркского мира. Кроме того, «Науруз», как всегда, стал площадкой дружеского и профессионального общения, а также порадовал интересной гостевой программой.

У казанского театрального форума нет ни жанровых, ни тематических рамок, он ограничен только во времени, поэтому задействованы были практически все сценические площадки города и даже амфитеатр на берегу озера Кабан, где в предпоследний день фестиваля был представлен спектакль Стамбульского театра драмы «Самоубийца Бенерджи» по Назыму Хикмету. А накануне на одной и той же сцене можно было увидеть якутскую «Медею», тувинских «Ромео и Джульетту» и созвучную им хакасско-японскую вариацию на тему повести, которой «нет печальнее на свете» ( «Остров Небесных Сетей»). Как норма воспринималось и то, что в фестивальной афише музыкальная сказка соседствовала с философской притчей, «новая драма» – с античной трагедией и так далее. Кроме того, бесперебойно работал пресс-центр фестиваля, в котором побывали практически все почетные гости форума. Среди них – ведущая актриса Якутского академического театра им. Ойунского и выдающаяся этническая певица Степанида Борисова, приехавшая на «Науруз» уже в третий раз. И если в прошлые годы она поразила зрителей прежде всего как исполнительница тойука – уникального вида якутского горлового пения, то на этот раз гостья из Якутии предстала в образе Медеи, героини античной трагедии, не утратив при этом колоритных черт северной шаманки, сказительницы. Моноспектакль «Медея – Керчиктер» по пьесе Хайнера Мюллера поставил молодой режиссер, выпускник Центра им.В.Мейерхольда (Москва) Шамиль Дыйканбаев.

На пресс-конференции Степанида Ильинична смущенно призналась, что мечтает сыграть «Медею» в Афинах, на подмостках настоящего античного театра. И так же простодушно гостья поведала, почему из года в год приезжает в Казань: «Каждый раз стараюсь не поехать, но у вас такие ребята работают, так уговаривают! Вот и в этот раз думала, что сыграю „Медею“ и сразу уеду, но, увидев программу фестиваля, попросила поменять мне билет». По словам актрисы, в родной Якутии ее «Медею» не поняли, в отличие от Казани, где был переаншлаг. «Я знаю, что здесь меня любят, вот за этой любовью, за аплодисментами я и приезжаю, возможно». Кстати, сегодня Степанида Борисова уже подумывает о «Кассандре».

Одна из встреч с почетными гостями театрального форума состоялась в Министерстве культуры РТ, на которой, в частности, обсуждались перспективы сотрудничества Татарстана и ЮНЕСКО в области театрального образования. Искреннюю заинтересованность в совместных образовательных проектах выразили министр культуры Айрат Сибагатуллин и директор Международного театрального института (ITI) ЮНЕСКО Тобиас Бианконе, а также представители международного театрального центра Akt-Zent (Германия) Юрий Альшиц и Кристин Шмэлер.

Главный режиссер московского театра «Школа драматического искусства» Игорь Яцко, будучи учеником выдающегося режиссера-экспериментатора Анатолия Васильева, также выразил готовность провести в Казани в рамках III Международного театрально-образовательного форума, который пройдет в следующем году, тренинг и мастер-класс для татарстанских актеров.

Пресс-конференция с Игорем Яцко состоялась накануне одного из самых ожидаемых событий фестиваля – показа спектакля «Пушкинский утренник» в постановке легендарного режиссера и основателя театра «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева.

Театр Васильева – это, действительно, прежде всего школа, непрерывный процесс обучения и поиска, это различные тренинги, опыты, исследования. Именно в результате такой «лабораторной» работы над «Диалогами» Платона и произведениями ранней лирики Пушкина и появился спектакль «Пушкинский утренник». Его уникальность – в особой вербальной технике, позволяющей трансформировать классическое стихотворение в диалог или даже мини-пьесу. А «утренник», наверное, потому, что со стороны это смотрится как увлекательная игра. Хотя правильнее сказать, что «Пушкинский утренник» – это пир абсолютного актерского слуха.

«Все начиналось с задания Васильева сочинить микропьесы на стихи Пушкина, – рассказал Игорь Яцко. – Позже из этих микропьес был собран цикл «Разговоры с поэтом». Так появилась выраженная тема Пушкина в театре. А чуть позже появился спектакль «Пушкинский утренник. Уроки Анатолия Васильева», который создавался в общей сложности десять лет из всего того, что мы репетировали, того, чему он нас учил».

После того как Анатолий Васильев уехал из России, он поручил своим ученикам заботиться о том, чтобы театр выжил. «Это было непростой задачей и огромной ответственностью, – признался Игорь Яцко. – Важно сохранить зрительский интерес, и я очень рад возможности показать спектакль «Пушкинский утренник» на таком известном фестивале, как «Науруз».

В завершение театрального форума состоялся «круглый стол» с участием известных театральных критиков из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, которые обобщили свои впечатления об увиденных спектаклях, поговорили об общих тенденциях и проблемах тюркоязычных театров, которые выявил нынешний «Науруз». Но прежде всего члены коллегии критиков поблагодарили устроителей фестиваля в лице руководства Татарского академического театра им.Г.Камала за радушный прием, интересную программу и безупречную организацию форума. На «круглом столе» столичные критики уже традиционно отмечали редкую нынче возможность увидеть в Казани работы тех театров, связи с которыми практически утрачены – например, такими как туркменский, казахский, азербайджанский. «У этого фестиваля колоссальная информативность», – подытожила председатель коллегии критиков Ирина Мягкова. Вместе с тем, по ее мнению, проблема отбора спектаклей для «Науруза» остается. В частности, она предложила создать что-то вроде «фонда помощи» для тех тюркоязычных театров, которые работают на пике современных тенденций, но не имеют средств для того, чтобы привезти свои спектакли на фестиваль в Казань.

Говоря же об участии татарстанских театров, многие гости признали, что одним из открытий нынешнего «Науруза» стал мензелинский театр, представивший драму турецкого автора Т.Джюдженоглу «Лавина». Не столь однозначные, но в целом положительные отзывы получил спектакль альметьевского театра «Мещанская свадьба» по Бертольду Брехту в постановке питерского режиссера Искандэра Сакаева, работающего в русле мейерхольдовских традиций. Кстати, Ирина Мягкова выразила сожаление по поводу того, что на «Наурузе» не предусмотрен конкурс. По ее словам, Гран-при фестиваля, если бы таковой был, она отдала бы Татарскому академическому театру им.Г.Камала за спектакли «Однажды летним днем» Й.Фоссе и «Мулла» Т.Миннуллина в постановке Фарида Бикчантаева. «В тюркском мире одно время лидером был турецкий театр, но сегодня я однозначно могу сказать, что лидером является Татарстан и театр имени Камала», – заявила она.

Впрочем, сам Бикчантаев, на правах художественного руководителя фестиваля, тут же отверг мысль о том, чтобы вернуть «Наурузу» дух соревновательности, от которого организаторы в свое время совершенно сознательно отказались. По его мнению, куда важнее, при всем разнообразии театров тюркского мира, увидеть то, что их роднит и объединяет. А фестиваль «Науруз», по счастью, это позволяет.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще