С 3 по 7 июня в Казани пройдет XI международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», в рамках которого будут показаны лучшие драматические и кукольные спектакли, знакомящие с достижениями театров тюркоязычных регионов России, а также Турции, Азербайджана, Кыргызстана, Туркменистана, Казахстана и других стран.
Напомним, что учредителями фестиваля «Науруз», который с 1998 года проводится в Казани и тогда же получил статус международного, являются Министерство культуры и Союз театральных деятелей Татарстана при поддержке Министерства культуры и СТД Российской Федерации, а также международная организация ТЮРКСОЙ. Целью форума является укрепление межтеатральных связей и взаимное обогащение театральной культуры тюркских и других народов. С 2010 года под эгидой фестиваля проходит международный театрально-образовательный форум «Науруз», в рамках которого проводятся семинары и мастер-классы по актерскому и режиссерскому мастерству, театроведению и менеджменту в сфере театрального искусства.
«Науруз» всегда отличался интересной гостевой программой, которая неизменно дарит нам встречи с яркими представителями мировой театральной культуры: это и театр «литовского гения» Эймунтаса Някрошюса «Мено Фортас», и легендарный Театр Европы во главе с Львом Додиным, и звезда мировой музыки, выдающаяся якутская актриса Степанида Борисова… В этом году почетным гостем «Науруза» станет театр «Школа драматического искусства» со спектаклем «Пушкинский утренник» выдающегося режиссера и педагога Анатолия Васильева. Подзаголовок «Уроки» указывает на то, что это не спектакль в привычном понимании, а результат постепенной последовательной работы актеров театра, учеников Анатолия Васильева, над двумя темами: «Диалогами» Платона и произведениями ранней лирики А.С.Пушкина. В основе композиции – история жизни поэта.
С одной стороны, пушкинская поэзия, особенно раннего периода, насыщена античными персонажами, духом античности. С другой, его стихи наполнены внутренними диалогами: с друзьями, женщинами, с самим собой… И перед актерами была поставлена задача: найти в стихах Пушкина мотивы, созвучные образам платоновского диалога «Пир». Трудность заключалась также в преднамеренном отказе от внешних эффектов, и вначале «Утренник» играли вообще на пустой сцене. Постепенно спектакль «обрастал» необходимыми деталями и предметами, и сейчас он идет в полных декорациях. Необходимо также отметить, что и в процессе репетиций, и на сцене используется специальная вербальная техника, разработанная Васильевым. В силу технических и художественных особенностей спектакля «Пушкинский утренник» будет представлен на малой сцене Татарского академического театра в заключительные дни фестиваля – 5 и 6 июня.
По традиции спектакли будет отсматривать авторитетная коллегия столичных театральных критиков, которая не оставит без внимания никого из участников форума. Также невозможно уже представить «Науруз» без красочных площадных представлений и театрализованных концертов.