Русский художник с «татарской» биографией

Вчера в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась персональная выставка заслуженного художника России, народного художника Татарстана, лауреата Госпремии РТ им. Г.Тукая, главного художника Татарского академического театра Сергея Скоморохова.

Автор статьи: Светлана ОЛИНА

information_items_10075057

Вчера в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась персональная выставка заслуженного художника России, народного художника Татарстана, лауреата Госпремии РТ им. Г.Тукая, главного художника Татарского академического театра Сергея Скоморохова.

Посетить эту выставку стоит уже ради того, чтобы наглядно представить место русского художника Сергея Скоморохова в татарской культуре. Почти четверть века его творче­ство неразрывно связано с Камаловским театром. За эти годы сценограф не просто в совершенстве овладел знаниями по истории национального костюма, быта, этнографии и умением на их основе создать художественный образ спектакля, но, что гораздо ценнее, впитал в себя ментальность татарского народа. В этом смысле его можно сравнивать разве что с Александром Ключаревым – русским композитором, навсегда вписавшим свое имя в историю татарской музыки.

«Один из лучших и старейших национальных коллективов страны, обладая удивительной труппой во всех поколениях, долгие годы… никак не мог повстречать художника, способного стать достойным его партнером в создании внешнего облика спектакля, – пишет старейший московский театральный критик Борис Поюровский. – Те решения, которые предлагали разные художники, отсылали нас к эстетике 40–50-х годов прошлого века, когда на сцене сооружались «настоящие» дома, строились доподлинные колодцы, возводились всамделишные изгороди, как будто здесь никто не знал, что такое условность или образное решение сценического пространства… И вот в 1995 году они наконец нашли друг друга – Театр имени Г.Камала и художник Сергей Скоморохов». Следует, впрочем, уточнить, что сцено­графический дебют Скоморохова в Татарском академическом театре состоялся еще в 1989 году, и им стал легендарный спектакль «Плаха» по Чингизу Айтматову.

Воспитанник Школы-студии МХАТ, Сергей Скоморохов оформляет спектакли в различных стилях – от метафорического минимализма до детального воспроизведения среды бытования персонажей, но все его работы отличает кропотливое изучение пьесы, исторического контекста, в котором она была создана. На выставке, открывшейся в «Хазинэ», представлены более 70 эскизов и макетов декораций, 63 эскиза костюмов, а также портреты мастеров камаловской сцены. Кстати, на церемонии открытия некоторые из них дефилировали среди гостей вернисажа в театральных костюмах авторства Сергея Скоморохова.

«Художник обязан войти в другую культуру и ощутить себя ее частью, – считает Сергей Геннадьевич. – Татарская культура – по­трясающая. Искренняя, романтичная! Нахожу в театре старинную тряпочку с вышивкой, сапожки с узором – и радуюсь! Такого в музее не увидишь. И больно смотреть на то, что происходит за стенами театра. Очень жаль номера «Булгар» и все, что исчезло и исчезает…»

«В сценографии русского художника Сергея Скоморохова открывается татарская картина мира, – отмечает в свою очередь профессор РУТИ-ГИТИС, театральный критик Анна Степанова. – Она проступает в особой гармонии пестрых красок, в прихотливом соединении фактур, в угадывающихся через вроде бы нехитрый декор переливах араб­ской буквенной вязи. Скоморохов создает на сцене среду чувственную, эмоциональную, даже когда работает аскетичными средствами или ограничивает себя монохромной гаммой. Много лет уже стоит перед моими глазами фантастический символ татарской деревни, им однажды созданный: диагональю пересекало сцену огромное зеркало, а в нем отражалась улочка с домами – совсем настоящими, но чуть зыбкими, чуть странными. Помню, как за кулисами бродила я и рассматривала там поставленные Скомороховым домики – крепенькие, очень материальные, а потом оглядывалась на их отражение в сценическом зеркале и видела парящий, легкий, упоительный их образ».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще