Голубому топливу – зеленый свет

В восьмидесятых годах прошлого столетия СССР занимал первое место по применению природного газа в качестве моторного топлива. В смутные девяностые система была практически разрушена.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_72614

В восьмидесятых годах прошлого столетия СССР занимал первое место по применению природного газа в качестве моторного топлива. В смутные девяностые система была практически разрушена.

Сегодня же весь мир обратил свои взоры в сторону этого относительно дешевого, к тому же весьма выгодного с точки зрения экологии топлива, успешно наращивает автопарк, работающий на природном газе, и строит автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Но почему Россия – страна, располагающая богатейшими запасами голубого топлива, теперь по этой части довольствуется всего лишь двадцатым местом в мировом рейтинге, предпочитая в основном продавать драгоценное сырье за рубеж?

Самое неприятное, что в связи со «сланцевой революцией» в США и мировым финансовым кризисом в Европе наблюдается устойчивое падение спроса на энергоносители, в том числе и на трубопроводный природный газ. Так, всего за два последних месяца потребление природного газа там сократилось на 2,2 процента. Соответственно, снижается и экспорт российского газа – он сократился в прошлом году на 8,7 процента. Зато существенно выросло потребление голубого топлива в таких странах, как Китай (более чем на 21 процент), Япония (11,6 процента), а Ближний Восток вырос по этой части на 13 процентов. В том числе и за счет использования природного газа в качестве моторного топлива. В прошлом году только в Азии для этих целей было использовано более 20 млрд кубометров природного газа, сегодня здесь сосредоточено более 60 процентов «газового» автотранспорта и около половины всех АГНКС мира – более полутора миллионов автомобилей работают на метане. В крошечном по сравнению с Россией Таиланде в 2012 году для заправки авто было использовано почти полтора миллиарда кубов газа. У нас – в десять раз меньше. В Европе, с которой мы так любим себя сравнивать, тоже поощряют переход авто на этот вид топлива. В Польше, например, 2,5 млн автомашин уже работают на газе. В России же, по некоторым данным, таких автомобилей всего около 80 тысяч (между прочим, около 1200 из них – в «Газпром трансгаз Казани», как отметил глава этого общества Рафкат Кантюков).

В июле прошлого года Газ­пром разослал свои предложения по развитию газомоторной инфраструктуры во все регионы России, 54 из них выразили свою готовность поддержать проект. Для оживления рынка газомоторного топлива в России Газпромом недавно была создана компания «Газпром газомоторное топливо». А вот для участия в пилотном проекте были определены десять регионов, в том числе Татарстан.

На днях в Кабинете Министров РТ состоялось рабочее совещание по вопросам развития рынка газомоторного топлива Российской Федерации, которое провел председатель совета директоров ОАО «Газпром», председатель правления и генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктор Зубков. В совещании приняли участие Президент Рустам Минниханов, руководители татарстанских предприятий и организаций. Результатом двухчасового разговора стало подписание протокола о намерениях между Правительством РТ, ОАО «Газпром» и ООО «Газпром газомоторное топливо» о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива, а также создание рабочей группы, которой предстоит до первого апреля этого года представить программу по разработке новой автомобильной техники, в частности на базе «КамАЗа»,
работающей на газе, а также строительству новых АГНКС. Их предполагается строить в местах наибольшего скопления автотранспорта, уже переведенного на этот вид топлива. Это обосновано экономически. Так, сегодня средний уровень загрузки существующих АГНКС в республике всего 14 процентов (сейчас в Татарстане 11 таких станций), тогда как для безубыточной работы нужно загрузить их как минимум на сорок пять – пятьдесят процентов. Допустим, республика уже приобрела 262 автобуса – должно быть понятно, где они будут заправляться.

По мнению Президента Рустама Минниханова, экономический эффект будет по-настоящему существенным это топливо в два с лишним раза дешевле классического), когда на природный газ будут переведены 15-30 тысяч единиц автотранспорта, и сделать это предполагается в течение ближайших пяти лет. Тогда же можно будет говорить и о нормальной загрузке уже существующих и планируемых к строительству газозаправочных станций.

В первую очередь, считает глава республики, на природный газ должны быть переведены пассажирский городской автотранспорт, автомобили жилищно-коммунального комплекса, затем предстоит широко внедрить использование газомоторного топлива в агропромышленном комплексе. И если перевод сельскохозяйственных машин на природный газ – вопрос экономический, то для городского транспорта – еще и экологический, подчеркнул Президент. До семидесяти процентов вредных выбросов в мегаполисе дают именно автомобили, и в первую очередь автобусы и большегрузная техника. Так что развитие рынка газомоторного топлива в Татарстане – взаимовыгодный проект как для республики, так и для Газпрома. Машины на газомоторном топливе и электромобили – будущее городов, уверен Рустам Минниханов.

Однако невозможно совершить «газовую» революцию в одной республике. То есть нет смысла переводить на газомоторное топливо автотранспорт только в Татарстане. Понятно же, что ему будет затруднителен выезд в другие регионы, где нет газозаправочных станций.

Или такой пример. К 2020 году должен заработать так называемый транспортный коридор «Китай – Западная Европа», часть которого проходит в Татарстане. А если учесть, что многие китайские автомобили уже переведены на газомоторное топливо? Выходит, как минимум вдоль этой трассы должна вырасти целая сеть АГНКС. И это проблема уже не республиканского, а всероссийского уровня. Тогда как общая, скоординированная программа для всей страны, которая позволила бы кардинально изменить ситуацию на рынке газомоторного топлива, только создается, отметил Виктор Зубков. Он уверен, что эта программа должна быть не газпромовской, а государственной, ибо решает задачи всей страны. И разрабатывать ее нужно в Правительстве России.

По убеждению Виктора Зубкова, Татарстан в качестве пилотного региона выбран не случайно – республика динамично развивается, входит в первую пятерку российских регионов по объему внутреннего валового продукта, здесь стабильная политическая обстановка. Конечно, для развития в республике сети АГНКС потребуются инвестиции со стороны Газпрома.

Так или иначе, перевод автомобильного транспорта на природный газ – объективная необходимость. Не заниматься решением этой проблемы сегодня – значит, оказаться на обочине прогресса завтра.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще