Статус гарантирующего поставщика обязывает…

«Татэнергосбыт» выходит на новый уровень обслуживания клиентов

Непростая ситуация складывается для гарантирующих поставщиков электроэнергии, обязанных продавать ее всем желающим, находящимся на определенной территории. Платежная дисциплина на оптовом рынке электроэнергии и мощности ужесточается, а проблема неплатежей со стороны розничных потребителей решается не так успешно, как хотелось бы. Уже в нынешнем году наблюдательный совет некоммерческого партнерства «Совет рынка» лишил статуса гарантирующего поставщика (ГП) шесть сбытовых компаний холдинга «Энергострим». Почему это произошло и каково сегодня самочувствие татарстанского гарантирующего поставщика? С этим и другими вопросами мы обратились к директору ОАО «Татэнергосбыт» Рифнуру Сулейманову.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

information_items_72298

«Татэнергосбыт» выходит на новый уровень обслуживания клиентов

Непростая ситуация складывается для гарантирующих поставщиков электроэнергии, обязанных продавать ее всем желающим, находящимся на определенной территории. Платежная дисциплина на оптовом рынке электроэнергии и мощности ужесточается, а проблема неплатежей со стороны розничных потребителей решается не так успешно, как хотелось бы. Уже в нынешнем году наблюдательный совет некоммерческого партнерства «Совет рынка» лишил статуса гарантирующего поставщика (ГП) шесть сбытовых компаний холдинга «Энергострим». Почему это произошло и каково сегодня самочувствие татарстанского гарантирующего поставщика? С этим и другими вопросами мы обратились к директору ОАО «Татэнергосбыт» Рифнуру Сулейманову.

Сразу отмечу, что своего статуса лишаются те ГП, которые имеют большие долги на оптовом рынке, – отвечает Рифнур Хайдарович. – В конце прошлого года Правительство России утвердило изменения в порядок смены гарантирующих поставщиков. Срок передачи этого статуса новой компании сократился втрое, со 156 до 52 дней. При лишении энергосбытовой организации статуса ГП он будет автоматически передаваться территориальной сетевой компании. Затем нужно провести конкурс среди других энергосбытовых организаций и выбрать ту из них, которая сможет «освоить» функции ГП в конкретном регионе. Обязательства же предприятия, лишенного этого статуса, будут выставляться на аукцион, а победитель конкурса должен предложить оферту всем кредиторам.

На мой взгляд, передача функций гарантирующего поставщика сетевым компаниям либо другой сбытовой организации не решит проблемы дебиторской задолженности перед оптовым рынком. Лишение статуса устраняет лишь следствие, но не причину долгов.

– С какими трудностями приходится сталкиваться «Татэнергосбыту»?

– Знаете, в нашей работе они связаны прежде всего с тем, что энергосбытовая деятельность с одной стороны регулируется государством, а с другой – рынком. Но мы справляемся с ситуацией. Свидетельство тому – отсутствие долгов у «Татэнергосбыта» на оптовом рынке. Хотя по состоянию на первое января этого года просроченная задолженность всех наших потребителей превысила 400 млн. рублей.

– Кто больше всего задолжал и по какой причине? И что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы улучшить платежную дисциплину?

– Наибольшая сумма долга у организаций ЖКХ, включая водоканалы, предприятия тепловых сетей, управляющие компании и ТСЖ. На 1 января их задолженность превысила 314 млн. рублей. Причин неплатежей много, в их основе вопрос, насколько эффективно управляющие компании и другие предприятия ЖКХ взаимодействуют с поставщиками коммунальных услуг. Этот вопрос нужно решать, и здесь в первую очередь должны быть заинтересованы сами жильцы многоквартирных домов. С их стороны должен быть жесткий контроль за деятельностью управляющих компаний.

Что касается укрепления платежной дисциплины, то сейчас рассматривается вопрос о переходе на прямые договоры населения с энергосбытом, минуя УК. Жизнь показывает, что такая форма работы делает задолженности меньше. К примеру, это подтверждает практика нашего прямого взаимодействия с жителями Альметьевска.

– Известно, что ряд крупных потребителей ушли от вас в независимые сбытовые компании. Это повлияло на работу «Татэнергосбыта»?

– У потребителей есть такое право, и они им воспользовались. Другое дело, что некоторые независимые сбытовые компании не полностью раскрывают свою информацию. Они вроде бы обещают более выгодные условия, но где гарантия, что спустя некоторое время, уже после подписания договора, потребитель не убедится, что сотрудничество с данным сбытом не такое уж и выгодное? Тем не менее замечу: потребители всегда могут продолжить работу с «Татэнергосбытом».

Отмечу также, что вступила в силу новая методика расчета сбытовой надбавки, и у нас появилась возможность конкурировать с независимыми компаниями. Что изменилось с нововведением? Если раньше размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливался государством и рассчитывался в среднем для всех групп потребителей, то теперь представители каждой группы получат свою, дифференцированную надбавку. Для населения и сетевых организаций (которые покупают у «Татэнергосбыта» потери) подходы прежние. Для юридических лиц подходы изменились: для них сбытовая надбавка – это процент, который будет применяться к цене покупки электроэнергии на оптовом рынке в отношении конкретного потребителя.

– То есть получается, что более мелкий потребитель будет платить больше, крупный – меньше. Справедливо ли это?

– В расчете на один киловатт-час обслуживание мелкого потребителя всегда выходит дороже. Раньше все платили поровну, что, в общем-то, было не совсем правильно. Как я уже говорил, сбытовая надбавка будет определяться в процентах от цены покупки на оптовом рынке: в первом полугодии это 1,83% – для крупных потребителей, 3,1% – для средних, а для мелких – 4,9%. Причем предварительные расчеты показывают, что надбавка для некоторых крупных потребителей снижается более чем вдвое по сравнению с теми шестью копейками за киловатт-час, которые они платили нам в 2012 году. Критерием крупности становится максимальная присоединенная мощность потребителя. Таких групп четыре – до 150 киловатт, от 150 до 670 киловатт, от 670 киловат до 10 мегаватт, от 10 мегаватт и выше.

Уровень сбытовой надбавки в денежном выражении будет зависеть от того, как именно работает потребитель и в какие часы он использует больше энергии. Ведь известно, например, что цены ночью ниже, иногда в два раза и более. Соответственно, регулируя свой график потребления, можно экономить и в сбытовой надбавке.

– Правительством РФ утверждена новая редакция «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии». На что нужно обратить особое внимание?

«Татэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком, согласно новой редакции, поставляет своим клиентам – юридическим лицам электроэнергию по шести ценовым категориям. При выборе первой категории нужен самый простой прибор учета, поскольку учет объемов покупки электрической энергии осуществляется в целом за расчетный период. Для расчетов по второй ценовой категории понадобится счетчик, позволяющий получать данные о потреблении электроэнергии по зонам суток. По третьей, четвертой, пятой и шестой ценовым категориям необходим прибор учета, показывающий потребление электроэнергии по часам суток.

Уже с 1 июля текущего года все предприятия с мощностью более 670 киловатт не имеют право рассчитываться по первой и второй ценовым категориям. С этого дня они должны платить только по третьей-шестой категориям, что означает обязательное определение объема потребления по часам суток. Мелкие потребители с максимальной мощностью менее 670 киловатт все также будут вправе выбрать между всеми шестью категориями.

  • Рифнур СУЛЕЙМАНОВ, директор ОАО «Татэнергосбыт»:
    «2013 год будет непростым, поскольку расчеты с потребителями усложнятся. «Татэнергосбыт» готов оказывать любое содействие своим клиентам, чтобы они смогли эффективнее использовать разные схемы расчетов и режимов работы».

Потребители могут выбрать один из вариантов тарифа на услуги по передаче электроэнергии (одноставочный или двухставочный) в течение месяца с момента принятия тарифного решения на услуги по передаче. При этом не допускается изменение уже выбранного на текущий период варианта расчета. А вот менять ценовую категорию в рамках уже выбранного тарифа – это возможно.

Таким образом, до июля все потребители с мощностью более 670 киловатт должны установить почасовые приборы учета. При их отсутствии начисления будут вестись расчетным способом, и не в пользу потребителя.

– А что влечет за собой вступление в силу новых правил предоставления коммунальных услуг?

– Изменились формулы расчета платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирном жилье. Теперь расчет производится пропорционально площади жилых и нежилых помещений, а не исходя из расхода электричества внутри квартир, как это было установлено в прежней редакции правил. Жильцы многоквартирных домов, проживающие в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, наравне со всеми жильцами оплачивают расход электроэнергии на общедомовые нужды.

Разница между объемами, учтенными общедомовыми приборами учета, индивидуальными счетчиками и нормативами, расписывается между собственниками жилых и нежилых помещений пропорционально метражу квартир и офисов. То есть все юридические и физические лица, которые находятся в доме, должны нести эту нагрузку.

Пользуясь случаем, дам несколько рекомендаций по снижению показателей ОДН. Жильцы многоквартирных домов должны внимательно отнестись к тому, чтобы к общедомовому счетчику не было несанкционированных подключений. Показания коллективного прибора учета и внутриквартирных счетчиков рекомендуется снимать одновременно. В противном случае возможен некорректный расчет потребления на общедомовые нужды и, следовательно, перерасчеты. Уменьшение платы за ОДН зависит от активности самих жильцов, которые должны быть настоящими хозяевами в доме.

– В каком направлении намереваетесь развивать взаимодействие с клиентами компании?

– Нами уже многое сделано в плане организации заочной формы обслуживания. Сюда входят и электронный документооборот, и удобные для клиента способы оплаты. Например, рекомендуем создать личный кабинет клиента на официальном сайте компании. Так будет проще отслеживать историю начислений и платежей, задавать вопросы и получать гарантированные ответы, не выходя из дома или офиса. Для физических лиц возможно провести оплату через терминалы различных платежных систем, банкоматы, Интернет – с использованием банковской карты. Планируем также наладить SMS-оповещение наших клиентов.

Особо хочу отметить возможности организации юридически значимого электронного документооборота. Клиенты могут ежемесячно получать и направлять в электронном виде практически все документы, касающиеся исполнения договора энергоснабжения.

Нами разработана и реализуется концепция развития информационных технологий. Подписано соглашение о размещении наших информационных систем в DATA-центре казанского IT-парка. На базе единого информационного пространства планируем создать контакт-центр, который в режиме реального времени будет предоставлять клиентам информацию по договорам, потреблению ресурса, долгам, начислениям.

Светлана СОКОЛОВА

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще