Тарифы на коммунальные услуги в этом году не должны вырасти более чем на десять процентов
В свое время дробление «Татэнерго» привело разве что к новым управленческим расходам да ухудшению оперативного взаимодействия между предприятиями энергосистемы. Зато теперь принято решение создать в республике единую теплоснабжающую организацию, которая объединит «Таттеплосбыт», Казанскую и Набережночелнинскую теплосетевые компании, Заинское предприятие тепловых сетей и перейдет в управление ОАО «Генерирующая компания».
Эта новость стала самой значительной интригой итогового заседания коллегии Госкомитета РТ по тарифам, в котором принял участие Премьер-министр Ильдар Халиков.
ОХ УЖ ЭТИ ПОТЕРИ…
Госкомитет проводит политику оптимизации затрат регулируемых организаций при принятии тарифных решений, и это закономерно. Не секрет, что некоторые расходы предприятий вызывают недоумение общественности. В итоге за прошлый год комитету удалось исключить необоснованные траты, которые могли быть заложены в тарифы, на сумму 14,5 млрд. рублей, отметил в своем докладе глава госкомитета Марат Зарипов.
Уход от перекрестного субсидирования он считает «непопулярной, но обоснованной мерой». А локомотивом, задающим высокие темпы роста всем тарифам, председатель комитета назвал постоянно дорожающий природный газ, доля которого в себестоимости продукции увеличивается. К примеру, в структуре валовой выручки генерирующих компаний, производящих тепловую энергию в комбинированном режиме, доля затрат на топливо за период с 2009 по 2013 год возросла с 77,5 до 82,2 процента, или с 11,2 млрд. до 15,6 млрд. рублей.
– Независимыми экспертами университета «Высшая школа экономики» (Москва) были проведены аудит и оптимизация затрат в части выработки тепла, – сообщил Марат Зарипов. – Можно сказать, в генерации теплоэнергии «белых пятен» почти не осталось. Однако много вопросов к обоснованности затрат теплосетевых организаций, доля услуг которых в конечном тарифе на тепло в комбинированной выработке достигает 50 процентов.
Продолжает оставаться высоким уровень потерь при передаче энергии у крупных теплосетевых предприятий. Так, у Уруссинского ПТС они составляют 28 процентов; у Заинского ПТС – 24,3; Казанской теплосетевой компании – 18,1; Набережночелнинской теплосетевой компании – 15,9 процента от объема отпущенной теплоэнергии. Для сравнения: Московская объединенная энергетическая компания теряет при транспортировке лишь пять процентов ресурса, Орловская теплосетевая компания – 10,3 процента.
– Многие проблемы связаны с неэффективной работой некоторых наших предприятий, – отреагировал на услышанное Ильдар Халиков. – Им необходимо максимально эффективно использовать средства, учтенные в тарифе. В минувшем году рост тарифов для населения, без учета отмены «перекрестки», не превысил 13 процентов, а в этом году не должен быть выше 10 процентов.
Вот почему так важно усилить работу по оптимизации затрат и сокращению потерь в теплосетевых организациях.
ИЗНОС КАК ФАКТОР РИСКА
Выступивший на коллегии заместитель главы Минстроя республики Алексей Фролов одной из основных проблем ЖКХ назвал высокий износ основных фондов и недостаток инвестиций на их восстановление. По его мнению, политика сдерживания тарифов на коммунальные услуги в условиях опережающего роста цен на энергоресурсы ведет к «вымыванию» из состава тарифов расходов на ремонт. Для повышения эффективности работы коммунальной отрасли необходимы масштабные бюджетные и внебюджетные инвестиции.
– Среднесрочная потребность на модернизацию и новое строительство в коммунальном комплексе республики составляет 100 миллиардов рублей, – отметил Алексей Фролов. – Это сумма недоремонта в данной сфере, и при нынешних темпах финансирования устранить его удастся только лет через 30.
Замминистра считает необходимым вернуться к практике государственных инвестиций в объекты коммунальной инфраструктуры малых населенных пунктов, а для крупных и средних городов – разработать инвестиционные программы развития коммунальных предприятий. Кроме того, напомнил он, недавно были внесены поправки в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», в соответствии с которыми на поддержку «коммуналки» в течение трех лет предусмотрено 15 млрд. рублей. И Татарстану следует побороться за получение максимально возможной доли от этого «пирога».
Заместитель министра промышленности и торговли Хамза Багманов тоже говорил об износе оборудования, но в энергетике: в генерирующих компаниях он достигает 60 процентов, в сетевых – 75, теплосетевых – 72 процента. И немудрено. Ведь, по словам Хамзы Багманова, с 1976 года в республике не строились такие крупные подстанции, как возводимая ныне «Елабуга-500», редко проводилась столь мощная модернизация, как установка на территории Казанской ТЭЦ-2 современного парогазового оборудования.
Именно замглавы Минпромторга сообщил участникам заседания о создании в республике единой теплоснабжающей организации, которая должна взять на себя всю полноту ответственности и полномочий за надежное и бесперебойное обеспечение потребителей теплоэнергией. Ошибки, допущенные при реформировании энергетики, нужно начинать именно с этой сферы, поскольку в условиях наших суровых зим «тепло – это базовая потребность населения».
СОБЛЮСТИ БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ
Нововведениям в формировании конечной цены на электрическую энергию посвятил свое выступление на коллегии директор «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов. А председатель Комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев подчеркнул: при формировании тарифов важно соблюсти баланс интересов производителей регулируемых видов услуг и потребителей, в том числе населения.
– До этого баланса пока далеко, – уверен депутат. – Потери в сетях ужасные, нынешнее законодательство позволяет списывать их на общедомовые нужды, то есть на жильцов многоквартирных домов. Да и для малого бизнеса в Татарстане цены на коммунальные услуги выше, нежели в соседних регионах. Считаю, власти республики поторопились с повышением ночного и дневного тарифов на электроэнергию, что явно не стимулирует ночное электропотребление. В прин-ципе, мы достигли предела в росте тарифов и догнали по их значениям многие страны…
Ильдар Халиков в завершающем слове поставил вполне конкретную задачу – добиться, чтобы наши энергопредприятия по эффективности стали лучшими в России. Для этого, по мнению главы Правительства, необходимо, во-первых, перейти на долгосрочное – трех- и пятилетнее – тарифное регулирование. Во-вторых, производить закупки товаров, работ и услуг через электронные торги; не дело, что к 1 февраля на общероссийском официальном сайте зарегистрировалось только 30 процентов татарстанских организаций. В-третьих, нужно создать механизм публичного обсуждения тарифов, разработать систему стимулирования предприятий ЖКХ к энергосбережению.
– Даже при самой пессимистической оценке мы можем получить экономический эффект от реализации этих мероприятий в 30–35 процентов, – резюмировал Премьер-министр.