Современные технологии – эликсир молодости для старых месторождений
В ближайшие семь лет «Татнефть» предполагает добывать ежегодно около 26 миллионов тонн нефти. При этом каждый год будет постоянный небольшой прирост.
Об этом заявил генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов на пресс-конференции для представителей республиканских и федеральных СМИ, посвященной итогам года. Прогноз, который озвучил топ-менеджер, вполне претендует на сенсацию. Во всяком случае, на фоне ожидаемого падения объемов добычи в целом по России. С другой стороны, не доверять планам компании нет никаких оснований. Начиная с 2001 года «Татнефть» стабильно наращивает добычу. А цифра в 26 миллионов тонн извлеченного из недр углеводородного сырья, как сказал Шафагат Тахаутдинов, будет достигнута уже в этом году.
Происходит это, напомним, на выработанных месторождениях, чьи лучшие годы давно миновали. Парадокс? Скорее, тонкий расчет и продуманная стратегия действий на годы вперед. Да, извлекать из недр каждую тонну нефти сложнее, чем десять и тем более пятьдесят лет назад. Зато сегодня есть методы, которые позволяют добывать то, что прежде было недоступно.
Ашальчинский эксперимент
«Козырная карта» татарстанских нефтяников – месторождения сверхвязкой нефти. Их запасы, по разным оценкам, составляют от двух до семи миллиардов тонн. Жаль, подступиться к этим богатейшим подземным кладовым долгое время не было возможности – отсутствовала технология добычи. В Татарстане не стали дожидаться, когда она упадет с неба, и взялись за ее создание самостоятельно – на Ашальчинском месторождении. С начала его разработки добыто уже 178 тысяч тонн сверхвязкой нефти, из них 73 тысячи тонн в этом году (в 1,8 раза больше, чем годом ранее), привел цифры Шафагат Тахаутдинов.
Понятно, что отработка технологии с чистого листа – удовольствие не из дешевых, да и успех не всегда гарантирован. Но в данном случае риск оказался оправдан. Уже сейчас, по словам генерального директора «Татнефти», добыча сверхвязкой нефти рентабельна – сказываются постепенное снижение себестоимости работ и налоговые льготы, которые предоставило государство.
Следующая задача – наращивание объемов добычи. Для этого в будущем году предполагается пробурить двенадцать пар горизонтальных скважин – по одной паре в месяц. «Для бурения первой пары понадобилось примерно 90 дней, так что легко представить, насколько мы продвинулись вперед», – заметил Шафагат Тахаутдинов.
Кстати, когда «Татнефть» начинала добычу сверхвязкой нефти, рассматривался вопрос о возможном привлечении западного партнера. Но в обмен на свои технологии тот, говорят, пожелал получить доступ к сырью, что нас, конечно, не устроило. Партнерство не состоялось, зато у нас теперь отрабатывается собственная технология. Между прочим, создавая ее, «Татнефть» решает не только свои задачи – крупных месторождений сверхвязкой нефти в России немало.
- На пресс-конференции Шафагат Тахаутдинов сообщил хорошую новость: «Татнефть» готовится возобновить работы в Ливии, возможно, уже весной
Возвращаемся в Ливию?
Недавно на внедрение новых технологий «Татнефть» дополнительно выделила один миллиард рублей. Затраты на эти цели с лихвой себя окупают, пояснил Шафагат Тахаутдинов. Многие слышали про так называемое американское чудо – сланцевый газ. Добывается он попутно с нефтью за счет применения многозонного гидроразрыва пласта. Так вот, и эту прорывную технологию компания намерена осваивать. В январе-феврале предполагается провести своего рода испытание на одной из скважин – «полностью в соответствии с тем форматом, который делается в США», пояснил топ-менеджер. «А вообще, мы пробный гидроразрыв пласта уже проводили в горизонтальных стволах и, вы знаете, получили очень неплохие результаты», – признался Шафагат Тахаутдинов.
Рассказать обо всех современных технологиях, применяемых компанией в бурении, добыче – не хватит газетной площади. Но важно подчеркнуть главное: в этом году почти половина всей татарстанской нефти была получена за счет повышения современных методов нефтеотдачи пластов. А дальнейшее увеличение добычи возможно только с помощью передовых технологий, убеждены в «Татнефти».
Продвинутость компании в технологическом плане часто играет решающую роль в конкурентной борьбе. На пресс-конференции Шафагат Тахаутдинов сообщил хорошую новость: «Татнефть» готовится возобновить работы в Ливии, возможно, уже весной. В феврале запланирована встреча с нефтяной компанией этой страны. Предстоит обсудить дополнительные условия сотрудничества, поскольку стоимость сервисных услуг в Ливии выросла. В связи с этим татарстанская сторона намерена поставить вопрос об увеличении нашей доли в «нефтяном пироге» (мы работаем на условиях соглашения о разделе продукции). Впрочем, это уже детали. Главное, что квалификация татарстанских нефтяников, открывших в Ливии три месторождения, и у новой власти не вызывает сомнений.
Нефть и качество жизни
Можно просто добывать нефть и отправлять на продажу, а можно – продавать продукты ее переработки. И чем глубже эта переработка, тем выгоднее. Очевидные истины, которые десятилетиями в стране не брали в расчет. Сегодня все иначе. Во всяком случае, в Татарстане. Наш «ТАНЕКО» – нефтеперерабатывающий комплекс заводов, подобных которому в России никто не строил. И уже сейчас, когда введена в строй лишь первая очередь, видны результаты. Выручка от продажи продукции, производимой здесь из тонны нефти, на 1500 рублей больше, чем от реализации тонны нефти на экспорт, сообщил Шафагат Тахаутдинов. А ведь это начало – производство высококачественных бензина, дизельного топлива, моторных масел только ожидается. Понятно, что, когда комплекс будет построен полностью, выручка вырастет в разы.
Начали в «Татнефти» заниматься и переработкой сверхвязкой нефти. На Елховской опытной установке, в частности, получена партия битума. Его уже использовали казанские дорожники, ближе к лету можно будет оценить качество продукта.
Какое значение для нас, граждан, далеких от «нефтянки», имеют проекты, реализуемые компанией? Самое прямое. Рост объемов добычи сырья и его переработки – это дополнительные налоги. Например, платежи нефтяников в бюджеты всех уровней по итогам этого года будут больше, чем годом ранее. Причем заметнее всего выросла денежная составляющая, которая поступит в республиканскую казну. А «Татнефть», напомним, – ключевое бюджетообразующее предприятие Татарстана. Кроме того, компания ежегодно расходует около двух миллиардов рублей на развитие социальной инфраструктуры на юго-востоке республики. На эти деньги строятся и ремонтируются спортивные арены, школы, детские сады, вводятся в строй парковки и новые дороги…
Получается, успех многих наших социальных программ республиканского масштаба состоялся во многом благодаря тем самым миллионам тонн добытой и переработанной нефти. Вот почему прогноз об устойчивой добыче 26 миллионов тонн углеводородного сырья вплоть до 2020 года – лучшая гарантия: проекты, рассчитанные на повышение качества нашей жизни, не останутся на бумаге.