На очередном заседании межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в РТ обсуждены приоритетные направления контрольной деятельности.
Председатель Счетной палаты Алексей Демидов сообщил, что по итогам проверок Счетной палаты, Территориального управления Росфиннадзора, Департамента казначейства и Министерства внутренних дел за 9 месяцев 2012 года восстановлено средств в бюджет и принято мер по выявленным нарушениям на общую сумму 3 млрд. 698 млн. рублей.
Значительная часть нарушений связана с неэффективным использованием бюджетных средств. Так, в ходе проверки строительства Казанского метрополитена Счетной палатой выявлены такие факты на сумму 145 млн. рублей. Здесь не использовалось приобретенное оборудование, средства на длительный срок – до 20 месяцев – отвлекались в дебиторскую задолженность. Главным инвестиционно-строительным управлением РТ бюджетные средства в сумме 9,3 млн. рублей были направлены на проектно-изыскательские работы, результаты которых в дальнейшем остались неиспользованными.
Как подчеркнул Алексей Демидов, для оптимизации бюджетных расходов сегодня имеются немалые резервы, например, реализация мероприятий по энергосбережению. По данному направлению Счетной палатой проведены три аудита. В ходе одного из них – при проверке Министерства образования и науки и его подведомственных учреждений – выявлено, что неэффективно использованы бюджетные средства на сумму 141,2 млн. рублей. Из-за непроизводительных расходов энергоресурсов и несоблюдения нормативов энергопотребления министерством и его подведомственными учреждениями за 4 года излишне затрачены бюджетные средства на сумму 113,4 млн. рублей, или 37,3 процента от общего их объема, израсходованного на оплату коммунальных услуг.
В Буинском муниципальном районе более половины образовательных учреждений превысили норматив потребления тепловой энергии. А в целом при оплате энергоресурсов ими неэффективно использовано 14,4 млн. рублей.
Не теряет злободневности и другой вопрос, который находится в зоне пристального внимания контролирующих органов, – продажа объектов недвижимости и земель по необоснованно низкой стоимости.
В послании Государственному Совету Президент Татарстана отметил, что эти факты «уже нельзя называть недостатками и неэффективной деятельностью. Это граничит с уголовным преступлением». Результаты проверок Счетной палаты показывают, что такие нарушения носят системный характер. К примеру, в текущем году подобные нарушения выявлены в Зеленодольском и Лаишевском муниципальных районах.
В ходе проверки поступлений доходов от продажи земельных участков и имущества, находящихся в собственности Республики Татарстан, реализованных специализированными организациями, выявлено, что привлечение таких организаций, как правило, не оказывает существенного влияния на изменение начальной цены. Практически все реализованные объекты недвижимости и земельные участки были приватизированы путем проведения аукционов, на участие в которых, как правило, подавали заявки два участника. При этом в большинстве случаев делалось не более двух шагов по повышению начальной цены, иногда торги заканчивались после одного шага. Так, в селе Введенская Слобода Верхнеуслонского района при реализации участков для жилищного строительства в аукционах участвовали по одному претенденту, земли отчуждались по начальной цене.
Подобные факты выявляются и Министерством внутренних дел. Как сообщил начальник отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ Ринат Акчурин, только за последние два года по 147 преступлениям было возбуждено 27 уголовных дел.
Участники заседания определили в качестве приоритетных направлений контрольной деятельности проведение проверок по экономической обоснованности цен при реализации государственного и муниципального имущества, земельных ресурсов; закупочных цен при приобретении товаров, работ и услуг в рамках государственных и муниципальных закупок, в том числе цен на строительные материалы; обоснованности отвлечения средств в дебиторскую задолженность, принятия мер к ее снижению; востребованности приобретаемого оборудования, инвентаря, иных материальных ценностей; эффективности использования энергетических ресурсов учреждениями бюджетной сферы, реализации энергосберегающих мероприятий; выявлению коррупционных рисков при размещении государственных и муниципальных заказов.