Грозит ли нам объединение КамАЗа и МАЗа? Как могут отразиться на продажах челнинских автомобилей мировые финансовые проблемы? Способен ли российский автогигант конкурировать с зарубежными производителями грузовиков после вступления России в ВТО? На эти и другие «неудобные» вопросы генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин постарался дать ответ в интервью «Вестям КамАЗа».
Говоря о возможном сокращении продаж в будущем году, Сергей Когогин, в частности, отметил: финансовые проблемы в США, Европе, Китае, безусловно, сказываются во всем мире. Партнеры КамАЗа «КАММИНЗ» и «Даймлер», например, формируют бизнес-планы на следующий год минимум с 10-процентным снижением. Россия не изолирована от остального мира, однако у нас есть огромное преимущество: емкость российского рынка достаточна для того, чтобы КамАЗ мог устойчиво работать.
Пока, по словам топ-менеджера, сформирован бизнес-план, который предполагает небольшой рост производства автомобилей к уровню этого года. Есть ряд факторов, которые могут мешать продажам, они учитываются. Один из таких факторов – введение стандарта «Евро-4». У нас, пояснил Сергей Когогин, нет уверенности, что потенциальные покупатели готовы будут заплатить за автомобиль, оснащенный двигателем «Евро-4» на 200–250 тысяч рублей больше, чем прежде. Кроме того, в Россию до сих пор открыто ввозятся дешевые автомобили китайского и корейского производства стандарта «Евро-2», не соответствующие сегодняшним техническим требованиям.
Ситуация обсуждается с органами федеральной власти, не исключено, что МВД будет вынуждено запретить эксплуатацию достаточно большого количества автомобилей, проданных на территории РФ, по причине их небезопасности. Так что есть надежда: условия для всех производителей в нашей стране вновь станут равными.
Топ-менеджер сообщил: до конца года ожидается подписание нескольких крупных контрактов, что позволяет рассчитывать на довольно успешный финиш. Но сегодняшнее состояние рынка таково, что на период зимних каникул КамАЗ уйдет на продленные выходные. «Пока я не вижу смысла в работе в последнюю неделю декабря и первую неделю января. Наши финансы не позволяют нам сегодня это сделать», – сказал Сергей Когогин.
О партнерстве с «Даймлером» и МАЗом
Отвечая на вопрос о возможном увеличении доли «Даймлера» в уставном капитале российского автогиганта, Сергей Когогин напомнил: от того, что ранее западный концерн приобрел 11 процентов акций КамАЗа, предприятие только выиграло. Работа с «Даймлером», по словам топ-менеджера, «позволила открыть ряд секретов организации и бизнеса, до чего мы, может быть, сами бы не сразу дошли». Идут ли переговоры о покупке «Даймлером» дополнительного пакета акций КамАЗа? Сергей Когогин ответил на этот вопрос утвердительно.
Переговоры с «Даймлером» имеют четко прописанную технологию и понятный алгоритм. Это бизнес. Что же касается возможных отношений с МАЗом, это уже больше политика, посетовал челнинский топ-менеджер. «Часто мы с МАЗом идем по четкому пути, но потом этот процесс на каком-то этапе внезапно останавливается, что говорит: дальше должно приниматься уже некое политическое решение. Мне очень трудно
По словам Когогина, конкретных договоренностей с белорусской стороной нет, существующие же «носят пока все-таки облачный характер». Но, в принципе, объединение сулит неплохие экономические и финансовые результаты за счет масштабов производства.
О конкурентоспособности наших грузовиков
Уровень конкуренции на рынке стремительно растет. При этом во всех странах происходит снижение объемов продаж грузовых автомобилей. Но даже в этих непростых условиях российские «КамАЗы» вполне востребованы. Сегодняшняя конструкция автомобиля позволяет конкурировать со всеми игроками в своей нише, это средний ценовой сегмент, сообщил топ-менеджер. Но остаются серьезные вопросы по качеству автомобиля, в этом направлении нужно настойчиво работать.
Труднейшая задача, которую предстоит решить, – переход на новый модельный ряд машин. «Мы всегда шли эволюционным путем – ставили лучший двигатель, делали другую коробку, слегка меняли конструкцию автомобиля, то есть отвечали ожиданиям рынка. Переход на новый модельный ряд – сверхсложная задача, требующая от нас огромного напряжения, но ее надо выполнить. Цикл жизни сегодняшних автомобилей заканчивается. И времени на то, чтобы продлить срок их службы, у нас почти не осталось», – сказал Сергей Когогин.
О сокращениях и зарплате
Сейчас на автогиганте идет 30-процентная оптимизация численности управленческого персонала. Кого и зачем сокращают на предприятии? Отвечая на этот вопрос, Сергей Когогин пояснил: сегодня невозможно добиться значительного роста производительности труда, применяя только инвестиционные способы. «Ряд недостатков в компании связан с планированием работы, с правильной загрузкой, с исполнением трудовой дисциплины. Они, к сожалению, дают как раз от 20 до 30 процентов возможностей оптимизации. Эту работу сейчас и проводят», – сообщил генеральный директор. Компания по экономическим и финансовым показателям обязана выйти на стандарты, принятые в мировом автомобилестроении. Если этого не произойдет, вряд ли удастся решить финансовые задачи, которые ставят акционеры.
Будут ли те, кто останется на КамАЗе после оптимизации, зарабатывать больше? Есть понятие «зарплатоемкость продукта». Сегодня она составляет 12–13 процентов. Менять зарплатоемкость продукта на предприятии не собираются, так что фонд зарплаты остается прежним. Работая меньшей численностью, можно получать больше, заключил топ-менеджер.