Штрихи к «портрету» будущего главного финансового документа республики
В республиканском парламенте началось обсуждение внесенного Президентом проекта закона «О бюджете Республики Татарстан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Документ этот разработан с применением методов бюджетирования, ориентированных на результат, центральным из них является программно-целевой принцип. Данный подход основан на преимущественном распределении средств по ведомственным и долгосрочным целевым программам в объеме не менее 75 процентов и направлен на повышение эффективности бюджетных расходов.
Доходы бюджета сформированы исходя из макроэкономических показателей социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2013 год и плановый период, отчетных данных УФНС по налогооблагаемой базе и оценки поступлений доходов в бюджет РТ в 2012 году.
При формировании бюджета учтены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, бюджетные кодексы России и Татарстана. До внесения законопроекта в Госсовет утверждены все необходимые нормативные акты по республиканским налогам.
Работа по формированию бюджета началась в марте, в первую очередь прогнозировалась его доходная часть. Для этого проводились встречи с налогоплательщиками, обновлялась налоговая база, тщательно анализировались все вопросы, касающиеся налоговых платежей.
Как и в прежние годы, наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налоги на доходы физических лиц, прибыль и имущество, составляющие более 80 процентов общей суммы налоговых и неналоговых доходов. Бюджетообразующим источником остается налог на прибыль организаций, его удельный вес в общей сумме налоговых доходов превышает 40 процентов, а сумма поступлений в 2013 году прогнозируется в размере 45 млрд. рублей.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РТ в 2013 году прогнозируется в сумме 49,6 млрд. рублей, из них в бюджет Татарстана – 29,7 млрд. рублей. Прогноз поступления общей суммы акцизов на 2013 год в бюджет РТ составляет 15 млрд. рублей.
Акцизы на алкогольную продукцию прогнозируются в сумме 2,7 млрд. рублей, поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – 2,8 млрд. рублей, по транспортному налогу – 2,2 млрд. рублей.
На 2013 год сохранено действие всех налоговых льгот, направленных на поддержку товаропроизводителей.
Прогноз неналоговых доходов бюджета, в которые входят доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности, от оказания платных услуг, а также платежи при пользовании природными ресурсами, штрафные санкции, возмещение ущерба и иные неналоговые доходы, составляет на 2013 год 3,7 млрд. рублей. Безвозмездные поступления из федерального бюджета в доходной части учтены на 2013 год в сумме 11 млрд. рублей. Сюда входят дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты.
Общая сумма доходной части бюджета РТ учтена на 2013 год в размере 128,3 млрд. рублей, на 2014 год – 128,5 млрд. рублей, на2015 год – 134 млрд. рублей.
Нынче при бюджетном планировании, как и в предыдущие годы, первостепенным является обеспечение социальной направленности бюджета, улучшение условий жизни населения, повышение качества государственных услуг и стимулирование их развития. В связи с этим в бюджете предусматривается индексация выплат по исполнению публичных обязательств перед населением, заработной платы работникам госучреждений, а также стипендий: в 2013 году на 5,5%, в 2014 году – на 5% к уровню 2013 года, с 2015 года – еще на 5%.
Кроме того, в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в бюджете республики на 2013 – 2015 годы запланированы средства на поэтапное повышение заработной платы работников бюджетной сферы: педагогических работников дошкольных учреждений, школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателей вузов, научных работников, врачей, среднего и младшего медицинского персонала, социальных работников.
На основе данных параметров, с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, расходная часть бюджета республики на 2013 год сформирована в сумме 131
млрд. рублей и на плановый период 2014 и 2015 годов – 130 млрд. рублей и 135 млрд. рублей соответственно.
По первому разделу расходной части – «Общегосударственные вопросы» – прогнозный объем расходов на 2013 год составил 25 млрд. рублей, на 2014 год – 20 млрд. рублей, на 2015 год – 20,3 млрд. рублей. В этот раздел входят комплексная программа по профилактике правонарушений в Татарстане, республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма, программа по сохранению, изучению и развитию государственных языков РТ и других языков в Республике Татарстан, антикоррупционная программа.
Одним из крупных разделов бюджета является «Национальная экономика», прогнозный объем расходов по которому на 2013 год составил 24,4 млрд. рублей, на 2014 год – 23,5 млрд. рублей, на 2015 год – 23,9 млрд. рублей. В данном разделе отражена реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, республиканской программы содействия занятости населения, долгосрочной целевой программы улучшения условий и охраны труда. Также в этом разделе отражены подразделы, касающиеся сельского хозяйства и рыболовства, лесного хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики, другие вопросы в области национальной экономики.
Одним из важных направлений бюджетной политики является продолжение работы по формированию рациональной сети государственных учреждений всех типов, повышение эффективности их работы, направленное на улучшение качества оказываемых ими услуг. Для повышения доступности предоставляемых государственных услуг предусмотрены мероприятия, направленные на развитие полноценного взаимодействия по предоставлению услуг в электронном виде.
Кроме того, в целях оптимизации и повышения эффективности работы государственных учреждений будут продолжены мероприятия по совершенствованию отраслевых систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений и расширению сферы применения финансовых нормативов затрат бюджетных учреждений.
Исходя из вышеизложенного в бюджете предусматриваются соответствующие ассигнования. Основными и наиболее значимыми являются расходы на социально-культурную сферу.
Прежде чем дать характеристику разделам социально-культурной сферы, приведу несколько показателей, характеризующих усиление социальной направленности расходов бюджета. Удельный вес расходов на социально-культурную сферу достигнет в 2013 году 68 процентов от общего объема расходов консолидированного бюджета и 67 процентов по бюджету Республики Татарстан.
Усиление социальной направленности приводит к тому, что в структуре бюджета 2013 года значительный удельный вес – 76% против 71% в 2012 году – приобретут социально значимые и первоочередные расходы. Это заработная плата, публичные (социальные) обязательства, расходы на питание, медикаменты, коммунальные услуги.
Среди расходов республиканского бюджета в социально-культурной сфере только на раздел «Образование» прогнозируется выделить в 2013 году 21 млрд. рублей, в 2014 году – 22 млрд. рублей, на 2015 год – 23 млрд. рублей. По консолидированному бюджету объемы расходов по данному разделу еще более значительны и прогнозируются в сумме 43,7 млрд. рублей в 2013 году, 45,8 млрд. рублей – в 2014 году, 47,9 млрд. рублей – в 2015 году.
В данном разделе отражены финансирование учебных заведений, поддержка молодых специалистов, долгосрочные целевые программы, такие как «Дети Татарстана», «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011 – 2013 годы», программы профилактики наркотизации населения, профилактики правонарушений, а также программы отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Республики Татарстан.
На обеспечение стратегии развития образования «Килэчэк» – «Будущее» ежегодно планируется направлять по 2 млрд. рублей.
По разделу «Культура, кинематография» бюджетные ассигнования запланированы на 2013 год в размере 2,6 млрд. рублей, на 2014 год – 2,7 млрд. рублей, на 2015 год – 2 млрд. рублей. Расходы консолидированного бюджета по данному разделу составят в 2013 году 5,4 млрд. рублей, в 2014 году – 5,6 млрд. рублей, в 2015 году – 5 млрд.рублей. Снижение расходов в 2015 году объясняется тем, что на этот год не предусмотрены расходы на реализацию комплексного проекта «Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар».
По разделу «Здравоохранение» бюджетные ассигнования запланированы только на уровне республики: на 2013 год – в сумме 22 млрд. рублей, на 2014 год – 23 млрд. рублей, на 2015 год – 24 млрд. рублей.
В бюджете отражены средства на реализацию республиканских целевых программ по профилактике наркотизации населения, профилактике внутрибольничных инфекций, а также долгосрочной целевой программы «Модернизация государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Татарстан „Больница скорой медицинской помощи“.
По разделу «Социальная политика» учтены бюджетные ассигнования на 2013 год в сумме 23 млрд. рублей, на 2014 год – 22 млрд. рублей, на 2015 год – 23 млрд. рублей. В 2014 – 2015 годах снизятся расходы по выплате целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги.
В 2013 году на социальное обслуживание населения предусмотрены 2,8 млрд. рублей, на социальное обеспечение – 17,7 млрд. рублей. Предусмотрены средства на выплату целевой субсидии по сглаживанию роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги – на 2013 год может быть выделено 3 млрд. рублей, на 2014 год – 2,1 млрд. рублей, на 2015 год – 1,8 млрд. рублей. На реализацию долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2012 – 2015 годы» предусмотрено ежегодное выделение 50 млн. рублей.
Общая сумма средств, направляемых в 2013 году на финансирование республиканских целевых программ, составит 5,8 млрд. рублей.
В соответствии с нормами бюджетного законодательства при бюджетном планировании обеспечено полное исполнение всех принятых Республикой Татарстан расходных обязательств и непринятие обязательств, не обеспеченных источниками финансирования. Основной задачей в сфере межбюджетных отношений с муниципалитетами является создание условий для сбалансированности местных бюджетов всех уровней при максимальном обеспечении закрепленными доходами всех расходных полномочий.
Дефицит бюджета РТ в 2013 году планируется в сумме 2 610,4 млн. рублей, в 2014 году – 1 417,7 млн. рублей, в 2015 году – 954,4 млн. рублей. Одновременно, начиная с бюджета на 2013 год, будет реализовано поэтапное снижение дефицита и обеспечение сбалансированности бюджетной системы.
Радик ГАЙЗАТУЛЛИН,
министр финансов Республики Татарстан