«Оборонка» оптимизируется

В советскую эпоху всем без исключения предприятиям ВПК вменялось в обязанность выпускать товары народного потребления. Достаточно сказать, что 95 процентов российских телевизоров производилось «оборонкой».

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

information_items_68634

В советскую эпоху всем без исключения предприятиям ВПК вменялось в обязанность выпускать товары народного потребления. Достаточно сказать, что 95 процентов российских телевизоров производилось «оборонкой». К примеру, Казанское авиационное производственное объединение, помимо военных самолетов, строило лодки и катера. Зеленодольский завод имени Горького, кроме судов для морского и речного флота, выдавал на-гора сельскохозяйственные веялки и молотилки. Казанский оптико-механический завод вкупе с оптическими изделиями для вооружения собирал мебель…

Продолжать можно долго. При социализме, в период тотального дефицита, все это было оправданно, «побочная» продукция оборонщиков пользовалась спросом и была рентабельной. С наступлением рыночной эры в Россию хлынули импортные товары. Конкурировать по цене с теми же дешевыми китайскими изделиями практически невозможно. И предприятия ВПК стали массово сворачивать «потребительские» производства. В нашей республике, пожалуй, есть единственный пример, когда выпуск товаров для народа превратился в профильный вид деятельности: Зеленодольский завод имени Серго (POZIS) не ограничился изготовлением изделий оборонного направления и сумел раскрутить до огромных масштабов производство холодильной техники. И сегодня POZIS является одним из брендов Татарстана.

В настоящее время первенец отечественного авиационного приборостроения, отмечающий в нынешнем году 95-летие, – казанский завод «Электроприбор» – среди предприятий военно-про-мышленного комплекса республики практически остался в гордом одиночестве, продолжая выпускать товары народного потребления. За годы своего существования завод, обеспечивая необходимым оборудованием самолето-, вертолето-, ракетостроительную отрасли, параллельно в разное время производил готовальни, часы-ходики, даже патефоны. И сейчас делает большой ассортимент дверных замков, в том числе повышенной секретности, изделия хозбытового назначения – яблокорезки, картофелечистки и так далее. О том, что же будет со всем этим «народным» хозяйством, беседуем с генеральным директором ОАО «Казанский завод „Электроприбор“ Павлом Шацких.

– Павел Александрович, неужели вам до сих пор выгодно производить все эти вещи?

– Вовсе нет. От всего объема выпускаемой продукции товары народного потребления у нас занимают около десяти процентов. И это производство убыточное, оно, по сути, выполняет только социальную функцию – с точки зрения занятости людей. Но с точки зрения экономики содержать его не имеет смысла. Особенно сегодня, когда Россия вступила в ВТО, а ежегодная реальная инфляция составляет десять – пятнадцать процентов.

Общая численность персонала нашего предприятия – около 1700 человек. Есть люди, которые параллельно заняты на производстве и оборонной, и потребительской продукции. То есть они отвлекаются от основного дела. Вместе с тем потребность в спецтехнике растет, и использование рабочей силы, оборудования, заводских площадей для изготовления «народных» товаров может привести к срыву гособоронзаказа.

Особенно затратно производство замков, себестоимость которых высока из-за больших накладных расходов на вспомогательный персонал, инфраструктуру и содержание оборудования. В «оборонке» такие расходы естественны и обусловлены повышенными требованиями к качеству. Но когда они «попадают» в товары народного потребления, то делают продукцию убыточной, не выдерживающей конкуренции с дешевыми китайскими аналогами худшего качества.

– Ваш завод выпускает еще и автокомпоненты для КамАЗа. Что же будет с этой продукцией?

  • Павел ШАЦКИХ, генеральный директор ОАО «Казанский завод „Электроприбор“Павел ШАЦКИХ, генеральный директор ОАО «Казанский завод „Электроприбор“: После оптимизации убыточных производств небольшая часть персонала пострадает. Но подавляющее большинство работников – выиграют.

– Эта продукция не относится к товарам народного потребления, которые продаются с прилавков магазинов. А то, что поставляется на конвейеры, – это уже продукция производственного назначения. От изделий для КамАЗа мы не отказываемся, тем более они востребованы. Правда, и здесь есть вопросы по цене и рентабельности, но они худо-бедно решаются.

– Если часть людей перевести с «народного» производства на основное, то будет ли возможность увеличить выпуск продукции «оборонки»?

– Безусловно. И в этом есть большая потребность, поскольку бывает трудно справиться со всеми заданиями. А где гособоронзаказ – там жесткие сроки его выполнения и штрафные санкции за их несоблюдение. От наших поставок в значительной степени зависит отечественное вертолетостроение – все предприятия, входящие в холдинг «Вертолеты России» (Ростовский, Казанский, Улан-Удэнский и другие вертолетные заводы). А также вся военная авиация, выпускаемая на предприятиях Объединенной авиастроительной корпорации, – «Су», «МиГ» разных модификаций и другие самолеты. Поэтому не дай бог, если не справимся с каким-либо заданием – из-за этого могут пострадать другие крупные компании. Тут будет не до дверных замков и других товаров народного потребления.

– В июне текущего года в ходе посещения Премьер-министром России Дмитрием Медведевым Казанского авиационного производственного объединения было принято решение о передаче КАПО в серийное производство российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70. «Электроприбор» будет задействован в этом проекте?

– Конечно. К примеру, на данном этапе проходят испытания новых изделий для Ан-70. К тому же этот лайнер будет оснащаться двигателями производства запорожской компании «Мотор Сич», с которой у нас теснейшее многолетнее сотрудничество.

– Есть изделия, которые вам лет десять никто не заказывал, но они числятся за заводом, хотя уже нет людей, умеющих их делать…

– Да, есть такой момент. Некоторые изделия мы начали снимать с производства, забывать о них. И вдруг – появляется огромный заказ. Например, комплектующие электрогидравлических приводов и агрегатов для систем автоматического управления летательными аппаратами в советские времена мы производили многотысячными партиями. В девяностые годы заказы прекратились, а два года назад возобновились и стали нарастать. Пришлось заново обучать людей.

Наш завод многие компоненты покупает у других предприятий, особенно радиоэлементы (различные микросхемы, конденсаторы и прочее). Например, недавно столкнулись с тем, что компания «Алмаз» (в Котовске Тамбовской области) восемь лет назад без уведомления нас официально сняла с производства один из фоторезисторов, ссылаясь на длительное отсутствие заказов, утилизировала оборудование и оснастку. В результате под угрозой срыва оказался госконтракт по Ростовскому вертолетному заводу. Приходится искать замену снятым с производства комплектующим, разрабатывать новую конструкцию, проводить испытания. Со спецпродукцией возникает много заморочек – скучать не приходится.

– Понятно, от нерентабельного груза заводу все равно придется избавляться. Что же будет с высвобождаемыми работниками?

– Хочу отметить, что оптимизация будет осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством и с обязательным согласованием с профсоюзным комитетом. Специально созданная комиссия примет решения по каждому сотруднику индивидуально с учетом его квалификационного уровня, вклада в деятельность предприятия, семейных условий, возможности использования в дальнейшей работе. Это серьезный процесс, который займет не один месяц. Думаю, определенные сокращения коснутся представителей так называемых «белых воротничков».

Что касается инженерно-технического направления, то имеется потребность в высококвалифицированных специалистах.

В советские времена существовали опытные конструкторские бюро, которые за счет бюджетных денег разрабатывали изделия. Им давали техзадания, заказывали определенную продукцию. Потом документация передавалась на серийные заводы. Более десяти ОКБ плюс целая сеть отраслевых институтов предоставляли нам документацию через Министерство авиационной промышленности СССР. Некоторые из них прекратили существование, другие выпускают разработанные ими изделия на своих опытных производствах либо передают на «привязанные» к ним ближайшие специализированные заводы.

Чтобы предприятие имело хорошие перспективы, мы получили лицензию на разработку авиационных приборов и систем, создали соответствующее подразделение, которое со временем может превратиться в полноценное ОКБ. А для стимулирования талантливых специалистов-разработчиков нужны деньги.

Товары народного потребления отвлекают нас от выполнения основных задач. Да, после оптимизации убыточных производств небольшая часть персонала пострадает. Но подавляющее большинство работников – выиграют, потому что сэкономленные финансовые средства пойдут на улучшение их жизненного уровня. Ставится, возможно, несколько амбициозная цель – существенно повысить производительность труда и добиться того, чтобы зарплата на нашем заводе была не менее чем на двадцать процентов выше, нежели в среднем по республике. Это возможно при условии снятия с предприятия нерентабельного груза. Другого пути нет, иначе не удержать на заводе высококвалифицированных специалистов, не сделать работу, по крайней мере конструкторов и технологов, привлекательной, не поднять престиж инженерных и рабочих профессий.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще