Предприниматели пока не слишком активно участвуют в программе развития малого и среднего бизнеса
На сегодня в Татарстане зарегистрировано более 163 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Казалось бы, по этому показателю республика входит в первую десятку регионов России. Однако экономически активных предприятий у нас негусто: малых – только 47 тысяч, средних – 820. Хотя по сравнению с прошлым годом число таковых выросло.
Появляются и исчезают
А вот количество индивидуальных предпринимателей (ИП) продолжает снижаться. Почему? По мнению экспертов Агентства инвестиционного развития РТ, здесь множество причин. Во-первых, некоторые в процессе развития превращаются в общества с ограниченной ответственностью. Во-вторых, отдельные «индивидуалы» объединяются и создают свои компании. В-третьих, многие ликвидируются из-за нехватки практических знаний ведения бизнеса. Будем иметь в виду и то, что нередко крупные предприятия в целях оптимизации регистрируют ИП, но используют их только в случае необходимости.
А нередко татарстанцы становятся индивидуальными предпринимателями специально для того, чтобы воспользоваться преференциями какой-либо государственной программы поддержки бизнеса. Как сообщил на недавнем брифинге в Доме Правительства руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов, особенно это заметно по результатам первого этапа конкурсного отбора заявок по программе «Социальный бизнес» на предоставление субсидии в размере 600 тысяч рублей для реализации социальных проектов: 80 процентов из более 600 заявителей были созданы именно для получения гранта.
Подобная ситуация была несколько лет назад, когда предпринимателям-новичкам из числа безработных государство «раздавало» по 58 тысяч рублей на открытие бизнеса. Тогда появилось довольно много маленьких фирм, но львиная доля их вскоре закрылась.
Не кулуарно, а публично
– Но, по крайней мере, нас радует то, что растет число малых и средних предприятий, – говорит Линар Якупов. – Потому что это как раз та часть экономики, которая формирует дополнительные рабочие места и создает добавленную стоимость. На сегодня доля таких предприятий в валовом региональном продукте составляет 25 процентов, хотя это меньше, чем планировалось. По сравнению с прошлым годом увеличилась среднестатистическая численность персонала на таких предприятиях – с 316 тысяч до 332 тысяч работников. На 30 процентов возросла и превысила 23 тысячи рублей среднемесячная заработная плата.
Линар ЯКУПОВ, руководитель Агентства инвестиционного развития РТ:
Руководство нашего агентства делает все возможное, чтобы исключить из бизнес-состязания коррупционные моменты. Однако людская изобретательность не знает границ, поэтому потенциальным обладателям грантов следует быть внимательнее.
Однако до сих пор наиболее распространенным видом экономической деятельности для них остается оптово-розничная торговля – ею занимаются более 50 процентов субъектов малого и среднего предпринимательства. Операции с недвижимостью предпочитает 21 процент, строительство – 15 процентов. И только около 11 процентов малых и средних предприятий занято в обрабатывающей промышленности. Расширить производственное, инновационное и социальное направления бизнеса призвана программа развития малого и среднего предпринимательства в Татарстане на 2011–2013 годы, оператором которой является Агентство инвестиционного развития.
Мероприятия, реализуемые по этой программе, на 60 процентов софинансируются из федерального бюджета и на 40 – из республиканского. Нынче из казны Российской Федерации Татарстан получил 937,4 млн. рублей, став по объему привлеченных средств четвертым среди регионов страны. Всего же на программу этого года планируется направить 1,7 млрд. рублей. Если, конечно, предприниматели будут соответствовать выдвигаемым требованиям и активнее заявляться на участие в проектах.
Некая пассивность отчасти объясняется упорно распространяемыми слухами о том, что нужно «отстегнуть» определенную сумму Агентству инвестиционного развития с тем, чтобы получить шанс войти в программу поддержки.
– Так говорят нечистоплотные люди, которые сами хотят заработать на нашей программе, – убежден Линар Якупов. – Ничего платить не нужно. В текущем году конкурсные отборы организованы так, чтобы сотрудники агентства никоим образом не смогли повлиять на их результаты, поэтому нет никакого смысла с нами договариваться. Претенденты рассматриваются экспертным советом, состоящим из пятнадцати представителей бизнеса, общественных организаций, профильных министерств, инфраструктурных институтов. Кроме того, на конкурс поступают бизнес-проекты, которые могут представлять интерес как для малого, среднего предпринимательства, так и для инвесторов. Поэтому принято решение начиная с августа проводить конкурс в режиме публичных слушаний. Это пожелание самих предпринимателей. К тому же планируем расширить состав экспертного совета: если в него войдут более пятнадцати человек, то уж точно никому ни с кем не удастся договориться. Мы хотим по каждому проекту получить объективное мнение.
Как утверждает Линар Якупов, его ведомство делает все возможное, чтобы исключить из бизнес-состязания коррупционные моменты. Однако людская изобретательность не знает границ, поэтому потенциальным обладателям грантов следует быть внимательнее.
Не пытайтесь обмануть
На первом этапе конкурса заявки на участие в программных мероприятиях по поддержке предпринимательства поступили почти из всех муниципалитетов республики. По данным агентства, проигнорировали это дело лишь бизнесмены Агрызского, Аксубаевского, Алькеевского и Нурлатского районов. Либо тамошние предприниматели и так хорошо живут, не нуждаясь в чьей-то помощи, либо плохо осведомлены о соответствующих проектах.
Рассмотрим результаты отборочного тура по наиболее популярным мероприятиям. Одно из них – «Лизинг-грант» с фондом в 600 млн. рублей, из них 136,7 млн. рублей получат четыре победителя первого этапа, защитившие свои бизнес-проекты.
Предприниматели, претендующие на субсидии для частичного погашения платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования, должны заниматься производством или переработкой продукции. Экспертный совет рассмотрел 173 заявки, из них 108 (почти треть – в сфере сельского хозяйства) одобрил.
«Стопроцентное попадание» продемонстрировали Альметьевский и Пестречинский районы, из которых поступило по четыре заявки, и все они удовлетворены. Причинами, по которым проекты были отклонены, стали, к примеру, их низкая экономическая эффективность, неправильное оформление документов, наличие просроченной задолженности в бюджеты всех уровней, нехватка кадров на предприятиях, нецелевое использование предпринимателями бюджетных средств.
На комплекс мероприятий по внедрению инноваций и технологической модернизации предусмотрено 80 млн. рублей. В агентство поступило 105 заявок, из них 31 одобрена. То есть отсев тут был значительным. Нарекания экспертов вызвало, в частности, отсутствие инновационной направленности проектов. Вопрос, конечно, субъективный, поскольку довольно сложно определить критерии инновационности. А победители получат гранты от 500 тысяч до пяти миллионов рублей. Активисты этой номинации – малые и средние предприятия Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска, Лениногорского и ряда других районов.
Больше всего претензий экспертный совет предъявил к участникам упомянутой выше программы «Социальный бизнес» с фондом 102 млн. рублей. Из 646 зарегистрированных проектов к участию в конкурсе допущено 616, а одобрение получили лишь 114.
- По данным Агентства инвестиционного развития РТ, полностью проигнорировали участие в программе поддержки предпринимательства бизнесмены Агрызского, Аксубаевского, Алькеевского и Нурлатского районов
– Предприниматели нарушили довольно много требований, и главное из них – трудоустройство социально не защищенных слоев населения: матерей с детьми в возрасте до трех лет, инвалидов, уволенных в запас военнослужащих, бывших заключенных, – рассказывает Линар Якупов. – Некоторые заявки были просто нелепыми: в десяти компаниях числились одни и те же инвалиды. Дело доходило до абсурда – предприниматели «трудоустроили» инвалидов, которые вообще находятся в неработоспособном состоянии.
В общем, не надо пытаться кого-то обмануть – эксперты все равно обнаружат несоответствия. А люди, которые желают подать документы на конкурс повторно, но не хотят наступить на те же грабли, могут бесплатно посоветоваться со специалистами отдела правовой и финансовой консультации агентства.
– Есть заявители, не согласные с решениями экспертного совета. Они не внемлют сделанным замечаниям и считают: раз государство должно помогать бизнесу, то оно обязано делать это, даже если конкурсные документы не соответствуют требованиям. Такой подход мы считаем потребительским, – говорит Линар Якупов.
…А «Начало дела» заморозили
В сентябре в республике планируется запустить ряд новых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства. К примеру, проект по предоставлению субсидий резидентам промышленных площадок муниципального уровня с фондом 75 млн. рублей. Будет погашаться до половины стоимости аренды либо приобретаемого недвижимого имущества в пределах этих территорий. В муниципалитетах предполагается создать не менее десяти таких площадок, где обоснуются более ста резидентов, которые сформируют примерно тысячу рабочих мест.
Кроме того, на мероприятия по поддержке молодежного предпринимательства предусмотрено 32 млн. рублей. На открытие в текущем году десяти центров молодежного творчества будет направлено 38 млн. рублей. Татарстан в числе нескольких пилотных регионов приступает к выполнению этого проекта, оператором которого является технопарк «Идея». И шесть миллионов рублей пойдут на образовательный проект «Виртуальный университет», в соответствии с которым будут компенсироваться затраты (до 20 тысяч рублей в одни руки) на обучение основам предпринимательской деятельности.
Реализуемую в последние годы программу «Начало дела» решено заморозить. Суть ее заключалась в субсидировании 50 процентов стоимости услуг, предоставляемых консалтинговыми компаниями субъектам малого и среднего бизнеса. По ходу дела было выявлено немало спекулятивных и коррупционных нарушений, которые допускали консалтинговые фирмы.
– Определенные компании вынуждали предпринимателей заказывать у них бизнес-планы, даже если у людей не было нужды в таких документах, – признается Линар Якупов. – Поэтому мы отказываемся от «Начала дела». Тем более что есть много других, более интересных программ, реализация которых позволит охватить свыше 15 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства и создать не менее 7,5 тысячи дополнительных рабочих мест.