Добыча нефти на Ашальчинском месторождении сверхвязкой нефти в Татарстане достигла 206 тонн в сутки. Теперь каждая скважина здесь дает в среднем 25 тонн.
Об этом сообщил генеральный директор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов на пресс-конференции, которую он провел для журналистов федеральных и республиканских СМИ. Ресурсы сверхвязкой нефти в России велики, напомнил Шафагат Тахаутдинов, она, быть может, по качеству и уступает канадской, зато находится в обжитой средней полосе, где есть все необходимое для организации ее добычи – трудовые ресурсы, инфраструктура, дороги. В отличие, например, от шельфовой части Северного Ледовитого океана, куда сегодня направлены взоры многих.
Приступать к освоению месторождений Севера, наверное, нужно. Но для этого понадобятся гигантские усилия и затраты, пояснил генеральный директор «Татнефти». Так, может быть, сегодня значительно рациональнее вложиться в новые технологии, которые позволят нам на обжитых территориях извлекать из недр нефть, которая там пока остается?
А остается ее еще немало. Сверхвязкая нефть, запасы которой только в Татарстане, по разным оценкам, составляют от двух до семи миллиардов тонн, возможно, так и была бы до сих пор вне досягаемости промысловиков, если бы не татарстанские нефтяники. Начиная с 2006 года они последовательно разрабатывают и осваивают технологию добычи на Ашальчинском месторождении. Можно сказать, на свой страх и риск, вкладывая в это серьезные средства.
Результат? Добыча, которая до прошлого года была убыточной, начинает приносить доход. За сутки теперь извлекается 206 тонн сырья. А всего с начала разработки месторождения получено уже 176 тысяч тонн сверхвязкой нефти. О том, насколько быстро прогрессирует компания в перспективном деле, свидетельствует хотя бы такой факт. Первую скважину на Ашальчинском месторождении бурили 80 дней, последнюю – в четыре раза быстрее. «Задача – бурить за 15 суток, тогда это будет уже не мастерство – искусство», – эмоционально заявил на пресс-конференции генеральный директор «Татнефти».
Вовлечение в эффективную разработку запасов, которые остаются в недрах, – стратегическая задача компании, подчеркнул Шафагат Тахаутдинов. Пока из каждой тысячи тонн нефти, содержащейся в пласте, извлекаются 350–400 тонн, остальное остается. При этом технологии, которые позволяют извлечь больше, существуют. Мало того, они в «Татнефти» успешно используются.
Технология №1 на сегодня, по словам Шафагата Тахаутдинова, – это гидроразрыв пласта (ГРП). Метод позволяет в среднем повысить дебет скважины на наших старых месторождениях на 4,5 тонны, то есть удвоить его. Да, удовольствие это не из дешевых, но и отдача впечатляет. Благодаря применению метода ГРП в «Татнефти» уже получено дополнительно 5,5 миллиона тонн нефти.
Другое дело, что вложение средств в передовые технологии должно стимулироваться на государственном уровне. «Мы готовы рассказать, как с помощью налогового администрирования можно добиться впечатляющего эффекта. В этом случае один миллион вложений даст дополнительно 1400 тонн нефти», – заявил Шафагат Тахаутдинов.
Кстати, гидроразрыв пласта применяется в компании все шире. В этом году их, например, будет произведено на 44 больше, чем годом ранее. А в «Татнефти» уже нацелились еще на один перспективный проект. Речь идет о так называемых многоступенчатых гидроразрывах пласта, которые у нас в стране пока не выполняются, пояснил Шафагат Тахаутдинов.
Кстати, эта технология позволила США полностью закрыть свои потребности в природном газе. Дело в том, что многоступенчатый гидроразрыв пласта обеспечивает приток в скважину того самого сланцевого газа, о котором сейчас так много говорят. «Татнефть» уже спроектировала многоступенчатый ГРП на одном из месторождений в Самарской области. После его проведения можно будет сделать вывод, насколько метод эффективен в наших условиях.