Богатства, которых хватит нам и потомкам

Если бы «Татнефть» не внедряла инновации, она добывала бы не двадцать шесть миллионов тонн нефти ежегодно, а в два раза меньше. Сегодня за счет новых технологий извлекается около сорока шести процентов сырья.

Автор статьи: Аскар САБИРОВ

Акционеры «компании №1» подвели итоги года

Если бы «Татнефть» не внедряла инновации, она добывала бы не двадцать шесть миллионов тонн нефти ежегодно, а в два раза меньше. Сегодня за счет новых технологий извлекается около сорока шести процентов сырья. Компания обеспечила себе будущее на многие годы вперед, заявил Президент Рустам Минниханов на годовом собрании акционеров «Татнефти», состоявшемся в пятницу в Альметьевске.

Сказанное Президентом – ключ к разгадке многих парадоксов. Один из главных – наши нефтяники умудряются поддерживать и даже наращивать добычу на старых выработанных месторождениях, что вроде бы невозможно в принципе. Оказывается, возможно. В прошлом году, сообщил в докладе генеральный директор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов, извлекли из недр 25 миллионов 928 тысяч тонн нефти – максимальный показатель за последние двадцать лет! Еще один парадокс – поддерживая высокий уровень добычи, компания  увеличивает ресурсную базу. По оценке независимой международной консалтинговой фирмы «Миллер энд Ленц», доказанные запасы «Татнефти» превысили 869 миллионов тонн нефти.

Легко подсчитать: при сегодняшних темпах добычи углеводородного сырья нам хватит еще на десятилетия. Так что фантазии скептиков о том, что нефть у нас вот-вот кончится, не имеют под собой оснований. Что, собственно, и доказывают котировки акций «Татнефти» на международных биржах. Еще одна ключевая цифра из доклада Шафагата Тахаутдинова: рыночная капитализация компании превысила 344 миллиарда рублей, вернувшись к докризисному уровню. Проще говоря, наша «Татнефть» сегодня стоит значительно дороже, чем годом ранее. А рынок, как вы понимаете, лучше всего чувствует, какое у бизнеса будущее.

Конкурентный ресурс

Но даже оптимистичные цифры, обозначенные «Миллер энд Ленц», явно не устраивают «Татнефть». Если проанализировать стратегию действий компании, становится ясно: цель – сделать так, чтобы сырьевые богатства работали не только на нас и наших детей, но и на наших внуков и правнуков. Уже сегодня компания ведет геологоразведку и разработку недр на 28 лицензионных участках в Калмыкии, Оренбургской, Самарской областях, Ненецком автономном округе. Но самый «конкурентный ресурс на будущее», как назвал его Рустам Минниханов, – тот, что находится на территории республики. Это запасы сверхвязкой нефти,  которые, по разным оценкам, могут составлять до семи миллиардов тонн. Хватит не на десятилетия – на столетия!

Однако подобраться к этому ресурсу не так просто. Когда «Татнефть» взялась за освоение Ашальчинского месторождения сверхвязкой нефти, ничего, кроме убытков, начинание не сулило. Но это если руководствоваться сиюминутными интересами. А если удастся разработать технологию добычи, убедить государство, что освоение огромных запасов сырья, так необходимого стране, нужно стимулировать налоговыми льготами? Словом, вкладывая немалые средства в эксперимент, «Татнефть», по сути, инвестировала в свое будущее.

Время показало: прогнозы компании оправдались на все сто. В прошлом году в Татарстане извлечено более сорока одной тысячи тонны сверхвязкой нефти. За пять лет себестоимость добычи одной ее тонны уменьшилась с сорока девяти тысяч рублей до одиннадцати тысяч. Более того, в нынешнем году начинают действовать налоговые и таможенные льготы  – теперь добыча сверхвязкой нефти становится рентабельной.

  • Общая сумма начисленных налоговых обязательств по ОАО «Татнефть» в 2011 году составила 321 миллиард рублей. Компания получила 55 миллиардов рублей чистой прибыли

Да, на протяжении нескольких лет, «Татнефть» вкладывала немалые средства в разработку и освоение уникальной технологии. Зато теперь она существует, а компания получает серьезное конкурентное преимущество, которым просто грех не воспользоваться. Ближайшая задача – разработать и утвердить программу работ до 2022 года по созданию необходимых мощностей, которые позволят обеспечить кратный рост темпов разработки битумных месторождений, подчеркнул Шафагат Тахаутдинов на собрании акционеров.  

О преимуществах диверсификации

Нефтяные богатства – великое благо. Но это благо чревато зависимостью от мировых цен на «черное золото». Впрочем, стратегия развития компании скоро позволит свести эту зависимость к минимуму. «Из того сырья, которое есть, мы должны получать добавленную стоимость», – обозначил задачу Президент. В этом случае сырьевая зависимость, по его словам, превращается в сырьевое преимущество.

Стратегический шаг в этом направлении «Татнефть» сделала, введя в прошлом году в эксплуатацию Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО». Здесь уже переработано  более пяти миллионов тонн нефти, сообщил акционерам Шафагат Тахаутдинов. Сегодня у компании есть  самый современный нефтеперерабатывающий завод в стране.

«Мы на этом не останавливаемся, будет увеличена глубина переработки на «ТАНЕКО», добавятся нефтехимические процессы», – пообещал Президент. А вот о том, состоится ли строительство второй очереди комплекса, на собрании акционеров тактично умолчали. Причины, думается, понятны – уже в процессе сооружения «ТАНЕКО» поменялись «правила игры»: изменившиеся налоговые ставки сказались на сроках окупаемости проекта. А кто рискнет вкладывать в проект, не будучи уверенным в результате, тем более что речь идет о десятках миллиардов? Для сведения: только в прошлом году в «ТАНЕКО» было инвестировано 36,2 млрд. рублей.

В любом случае, диверсификация бизнеса компании – важный этап. И даже грандиозный Комплекс «ТАНЕКО» – лишь часть его. Уникальный завод по производству цельнометаллокордных шин, одиннадцать миллионов штук автомобильной обуви, произведенной в прошлом году, 641 автозаправочная станция в России, Белоруссии, Украине – все это тоже «Татнефть».

Откуда миллиарды?

Понятно, что только «компания №1 в республике», как назвал ее Президент, может позволить себе многомиллиардные инвестиции в проекты будущего. Но каково зарабатывать эти миллиарды на месторождениях, чья молодость давно миновала, знают только сами нефтяники. Использование современных методов нефтеотдачи пластов требует не только немалых интеллектуальных и физических усилий, но и серьезных капиталовложений. Без новых технологий, напомним, компания не добывала бы и половины того сырья, что добывает сейчас.

А еще миллиарды нефтедолларов складываются из режима жесточайшей экономии и образцовой организации труда. В прошлом году, например, компания сэкономила более 40 тысяч тонн условного топлива. Еще один факт: межремонтный период работы скважин достиг в «Татнефти» 1142 суток – один из самых высоких показателей среди крупных предприятий нефтяной отрасли. Меньше ремонтов – меньше и затраты на добычу каждой тонны.

Так, по крупицам, складывается финансовое благополучие компании, которая определяет стратегию действий не на ближайшие год-два – на десятилетия вперед. Имеет ли это смысл? Помните притчу о Мастере, который строил дома только из камня. Когда его спросили почему, он ответил: «Дом из камня стоит пятьсот лет, а из кирпича – только двести…» 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще