Патриарх кондитерской отрасли прослезился, когда вновь увидел фирменный логотип некогда родной фабрики
«Птичка пеночка-зарничка», «Вечерняя Казань», «Джамиля», «Маленький Мук» – эти и многие другие вкусняшки до сих пор прочно ассоциируются у меня с казанской кондитерской фабрикой «Заря». Хотя пять лет назад это предприятие, образованное в далеком 1924 году и располагавшееся в историческом центре Казани, свернуло свою деятельность.
Для самого маститого кондитера республики, заслуженного работника пищевой индустрии и заслуженного экономиста России и Татарстана Зураба Хубулавы, который в течение 43 лет был у руля «сладкой» фабрики, это стало сильным ударом. Однако через несколько лет Зураб Ильясович увидел работающее оборудование, некогда принадлежавшее родному предприятию, на Чистопольском хлебозаводе, реанимировавшем бренд «Заря».
О ходячей лаборатории и мозге
Прежде чем рассказать, как хлебозаводу удалось вернуть на рынок не только фирменный знак некогда известной казанской фабрики, но и ее торговые марки, прикоснемся к истории чистопольского предприятия.
После революции еще долгое время хлебопекарная сфера в нашей стране оставалась на кустарном уровне. Первый в России хлебозавод был запущен в Москве в 1924 году. В Казани механизированные предприятия по производству хлебной продукции стали появляться в начале тридцатых. А в Чистополе – на заре пятидесятых. В конце семидесятых годов в открытом поле здесь началось строительство нового хлебозавода, поскольку прежний уже морально и физически устарел. А чистопольцам хотелось вывести хлебопечение на современный уровень.
Прошел добрый десяток лет, был отстроен заводской корпус, завезена основная часть оборудования, но объект так и не был сдан в эксплуатацию. И, возможно, еще не один год оставался бы долгостроем, если бы не обрел настоящего хозяина, – в 1988 году хлебозавод возглавил Габдалахат Халиуллин. Тридцатилетний организаторский опыт, накопленный Габдалахатом Галимзяновичем на различных ответственных должностях (а он был главным инженером совхоза, руководителем крупной строительной организации), очень пригодился: всего за год на заводе удалось устранить все недоделки, переоснастить некоторые участки, провести пусконаладочные работы и открыть производство. Так началась новая страничка в истории чистопольского хлебопечения.
Двадцать лет Габдалахат Халиуллин руководил этим предприятием, работники которого в шутку называли директора «ходячей лабораторией», – он безошибочно по вкусу и аромату хлебобулочных изделий мог определить недостаток или переизбыток в них любых ингредиентов. А в 1997 году Халиуллин привлек на хлебозавод своего сына Рината, получившего в Казанском сельхозинституте специальность инженера-механика и успевшего поработать главным механиком на одном из чистопольских предприятий. Халиуллин-младший стал начальником макаронного цеха – это производство было новым на хлебозаводе, и его предстояло «раскрутить», поскольку в наше время на одной хлебобулочной продукции удержаться на рынке попросту невозможно.
Ринат Халиуллин прошел обучение по федеральной президентской программе подготовки управленческих кадров, после чего три месяца стажировался в Германии – на фабрике по производству макаронных изделий в городе Риза. Свободно овладел немецким языком и наладил тесные контакты с германскими бизнесменами. Потом Ринат Габдалахатович занял должность заместителя директора, а в 2008-м – директора Чистопольского хлебозавода. Он был автором многих новаций, под его непосредственным руководством внедрялись новые технологии, передовое оборудование, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. Поэтому Халиуллин-младший, как и его отец, заслужил от своих коллег характерный псевдоним – «мозг завода».
Бренд – дело святое
В 2008 году Ринат Халиуллин загорелся очередной идеей – возродить кондитерскую империю легендарного Хубулавы, которая в том году, к сожалению, окончательно почила в бозе.
К слову, до этого времени казанская фабрика «Заря» располагалась в центре столицы республики на площади в 2,4 гектара. В целях модернизации и расширения производства в свое время акционеры предприятия решили перенести его на окраину города – на Оренбургский тракт, где постановлением Казанской гордумы под это дело был выделен участок в четыре гектара. Старые фабричные стены были снесены, мощности демонтированы, земля в центре Казани, где многие десятилетия стояли «сладкие» цеха, продана одной из компаний. На новом месте уже был возведен фундамент под новый объект, сохранялись надежды на государственные инвестиции для продолжения строительства… Но договориться с государством у Хубулавы не получилось.
- Когда на Чистопольский хлебозавод приезжают немецкие бизнесмены, они удивляются тому, что здесь выпекают хлеб по прежним затратным ГОСТовским рецептурам, по которым цикл производства составляет почти шесть часов
– Мы выкупили у «Зари» часть оборудования, которое еще можно было использовать, – рассказывает Ринат Халиуллин. – Переоформили на себя более тридцати товарных знаков, зарегистрированных в авторском агентстве «Артпатентъ», включая сам бренд «Кондитерская фабрика «Заря». Оформление заняло довольно много времени. Но в 2010 году у нас уже был весь пакет свидетельств, ранее принадлежавших этому предприятию. Новое производство разместили на отдельной площадке в черте Чистополя. И сегодня выпускаем большой ассортимент сладостей, которые производила казанская «Заря».
По словам Рината Халиуллина, на открытие нового цеха уже чистопольской кондитерской фабрики «Заря» пригласили Зураба Хубулаву. Когда он увидел на воротах фирменный знак «Зари», воспроизведенный в историческом виде, своими руками пощупал оборудование, которое было остановлено в Казани, прошелся по цеху, ощутив прежнюю ауру, на его глаза навернулись слезы. Зураб Ильясович пообщался с работниками предприятия, предложил им воплотить в жизнь некоторые его идеи, к примеру, по новейшей технологии запустить в производство конфеты на ореховой основе…
Хотелось бы отметить, что у чистопольцев вообще к брендам отношение трепетное. К примеру, в 1965 году с конвейера чистопольского завода «Восток» впервые сошли наручные часы «Командирские», которые несколько десятилетий были безумно популярны не только в нашей стране, но и за рубежом (вспомните заказ американцев – «Буря в пустыне»). Но сегодня это предприятие – банкрот. Однако сие не означает, что часовое производство в Чистополе кануло в Лету. В настоящее время всеми брендами «Востока» владеет местная компания «Торговый дом», которая сохранила единственное в России часовое предприятие, работающее по замкнутому циклу на основе собственных комплектующих. Конечно, масштабы уже не советские, но все же… Ведь Россия так и не сумела сохранить многие известные бренды – автомобиль «Москвич», например.
Такая у нас география
Сегодня Чистопольский хлебозавод, на котором трудятся 650 человек, – это крепкое, постоянно развивающееся предприятие. За последние десять лет было построено три кондитерских цеха, заново запущен макаронный. Здесь выпускается продукция около двухсот наименований. В месяц отгружается 250 тонн кондитерских изделий, 500-600 тонн хлебобулочных и 300 тонн макаронных. В Татарстане в настоящее время только два предприятия (в Чистополе и Казани) производят макаронные изделия на современных итальянских линиях. Хлебобулочная продукция на ура расходится по соседним районам республики. А как вкусен здешний хлеб!
– Когда к нам на завод приезжают немецкие бизнесмены, они удивляются, что мы выпекаем хлеб по прежним затратным ГОСТовским рецептурам, по которым цикл производства составляет почти шесть часов, – признается Ринат Халиуллин. – В Германии давно перешли на ускоренные технологии, основанные на сухих заквасках. Но при этом немцы восхищаются ароматом, вкусом и качеством нашего хлеба, потому что такого у них в стране нет. Они ахают, охают и обязательно берут с собой в дорогу нашу продукцию.
География поставок кондитерских и макаронных изделий много шире, чем хлебобулочных. Сегодня завод отоваривает федеральные и региональные торговые сети не только в Татарстане, но и в Нижнем Новгороде, Тольятти, Самаре, Уфе, Ижевске и других городах. Ежедневно от проходной уходит более шестидесяти груженых автомобилей. В собственности хлебозавода 15 фирменных магазинов, которые работают пока лишь в Чистополе, но руководство предприятия планирует выйти за пределы одного города.
Не хотим заграничное, хотим свое!
Еще задолго до того, как завод перекупил торговую марку «Заря», его собственные бренды пользовались популярностью у россиян, которым полюбились торты, вафли, печенье, выпускаемые здесь. Ностальгируют люди по настоящим пряникам, поэтому эти изделия также пользуются большим спросом. Чистопольцы даже подумывают приобрести дополнительную линию по производству пряников, увеличив ее мощности в два-три раза.
– Люди уже перенасытились заграничной продукцией и теперь предпочитают отечественную, – говорит Ринат Халиуллин. – На сегодня в Татарстане наше предприятие занимает тринадцать процентов рынка кондитерской продукции, намерены к 2014 году довести этот показатель до тридцати процентов. Кстати, для разработки внешнего вида упаковки и фантиков к сторонним художникам не обращаемся. У нас есть свой замечательный дизайнер Александр Разгуляев.
Ринат Габдалахатович – фанат своего дела. Когда он бывает в других странах, обязательно закупает море разнообразных конфет местного производства. Не только для того, чтобы полакомиться, но и для того, чтобы сравнить их вкус и качество со своей продукцией, оценить сырье. В общем, нужно знать, чем живут конкуренты и что у них можно перенять.