Устранение цифрового неравенства на всей территории России, широкое внедрение электронных госуслуг, реформирование «Почты России» – это первоочередные задачи, которые ставит перед федеральным Министерством связи и массовых коммуникаций его новый руководитель Николай Никифоров.
Об этом, а также о том, как его встретили на новом месте, зачем чиновнику Твиттер и как изменится IT-сфера Татарстана после его ухода, экс-министр информатизации и связи республики рассказал вчера нашему корреспонденту.
Как выяснилось, едва приступив к исполнению своих обязанностей, новый глава Минкомсвязи России уже передал Председателю Правительства Дмитрию Медведеву пакет предложений по тем приоритетам, на которых должна сфокусироваться работа министерства до конца текущего года. И направление номер один там – устранение цифрового неравенства на территории страны.
– Не так сложно поставить в центре города-миллионника базовую станцию и заполучить множество клиентов сотовой связи, – комментирует Николай Никифоров. – Проблемы начинаются в труднодоступных населенных пунктах или тогда, когда спрос со стороны населения превышает предложение. Мы это хорошо видим на примере систем связи четвертого поколения: у многих людей уже есть устройства, позволяющие использовать эту технологию, но операторы никак не могут ее запустить.
Виной тому, по словам министра, – отстающие от развития информационных технологий российское законодательство и система госрегулирования.
Второй момент, на котором планируется сфокусировать деятельность министерства, – это электронные госуслуги. С 1 июля в стране вступает в силу закон, согласно которому органы госвласти и местного самоуправления уже не смогут требовать от населения справки (кроме личных документов типа паспорта и трудовой книжки).
– Но страна в полной мере к этому закону еще не готова, – констатировал Николай Никифоров. – Есть целый ряд проблем по федеральным ведомствам, по регионам. У нас остается месяц, чтобы попытаться снять основную часть этих проблем.
Третий блок предложений связан с электронным правительством. Если в достаточно компактном Татарстане удалось централизованно внедрить это новшество, то на федеральном уровне речь идет об очень большом количестве ведомств, госслужащих, сетевых структур, и понятно, что это совершенно другой масштаб работы.
– Тем не менее, я думаю, определенные типовые электронные системы там могут быть внедрены, – полагает новый глава Минкомсвязи. – Это и электронный документооборот, и единая система корпоративной электронной почты…
Отдельный блок в пакете предложений связан с «Почтой России». Тут, признал Николай Никифоров, многое должно измениться, особенно в том, что касается качества обслуживания населения и доступности услуг.
– Нужно найти форму, по которой «Почта России» станет одной из самых клиентоориентированных структур, – обозначил задачу министр.
На новом месте работы Николай Никифоров не собирается отказываться от привычки обсуждать насущные проблемы отрасли посредством сервиса микроблогов Твиттер, считая, что открытость госслужащих в общении с населением – это не дань моде, а совершенно естественное требование и эффективный канал взаимодействия.
– Задача должностных лиц заключается в том, чтобы население, бизнес, малый бизнес чувствовали себя в этой стране комфортно, чтобы были созданы условия для творческого развития, экономического созидания и просто процветания нашего общества. Именно поэтому в первый день на новой работе я опубликовал в Твиттере вопрос: какие приоритеты жители нашей страны считают основными в деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций, – рассказал Николай Никифоров. – Ответы приходят до сих пор, это тысячи предложений, много достаточно конкретных.
Что касается того, какие из татарстанских ноу-хау в вопросах информатизации он готов перенести на общефедеральный уровень, глава Минкомсвязи полагает, что подобное тиражирование должно происходить естественно, а не по указке сверху:
– У каждого региона своя ситуация, регионы очень сильно поляризованы, есть такие, где идет достаточно широкое проникновение электронного доступа, а вот в Норильске, например, вообще практически нет оптических каналов связи. Так что, может, какие-то татарстанские наработки и подойдут для других регионов, но этот процесс не должен быть административно управляемым, региональные рынки должны сами отобрать лучшие проекты.
Естественно было спросить экс-татарстанского министра, возьмет ли он кого-то с собой в Москву из региональной команды и как ему видится работа со старым составом федерального министерства.
– Нет самоцели кого-то уволить там и кого-то перевезти отсюда, – пояснил Николай Никифоров. – В Казани сильная команда, и в Москве сильная команда, которую мне хотелось бы максимально сохранить. Было очень приятно, как меня встретил в Москве бывший министр информатизации и связи Игорь Олегович Щеголев. У нас была неформальная встреча, он мне дал много напутственных советов. Договорились о взаимодействии – вы знаете, что он назначен помощником Президента России. Так что я ему очень благодарен. А к сотрудникам министерства я обратился с просьбой спокойно продолжать работу.
Что касается того, как будет развиваться IT-сфера Татарстана с уходом главного ее «мотора», Николай Никифиров признался:
– Я очень рад, что Президент Татарстана выбрал на роль министра информатизации и связи республики именно Романа Шайхутдинова. Считаю, что он сильный управленец, у которого есть опыт работы в телекоммуникационном бизнесе (Роман Шайхутдинов до последнего времени возглавлял подразделение «Ростелекома» в республике. – Авт.), он уже понимает круг тех государственных задач, которые стоят перед отраслью. Сейчас я передаю ему дела и уверен, что Татарстан сохранит свое лидерство по развитию очень многих направлений – это и электронные услуги, и служба 112, другие проекты. Убежден, что будет реализован и проект «Иннополис», потому что это естественный ход дальнейшего развития IT-системы республики. Рассчитываю, что мои бывшие коллеги по Правительству Татарстана окажут новому министру поддержку, как это уже сделали Президент и Премьер-министр республики.