Союз машиностроителей России нацелен на решение проблем отрасли и на ослабление кадрового голода
До девяностых годов прошлого века доля машиностроения в валовом региональном продукте Татарстана достигала более 40 процентов. По итогам 2011 года данный показатель составил 23 процента, причем в республике такой результат – максимальный за последние годы и один из лучших в масштабах России. Только опережающее развитие машиностроительной отрасли позволит нашей стране конкурировать в глобальной экономике.
В субботу, 28 апреля, общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» исполнится пять лет. Менее чем через два месяца, 15 июня, пятилетие отметит и Татарстанское региональное отделение (ТРО) Союзмаша. Удается ли организации решать отраслевые проблемы? Об этом наш разговор с председателем ТРО Союза машиностроителей России, генеральным директором ОАО «ПО «Завод имени Серго» (компании POZIS) Радиком Хасановым.
– Радик Шавкятович, для начала расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет из себя Татарстанское региональное отделение?
– В наше отделение входят более четырех тысяч человек, оно представлено двадцатью крупными предприятиями республики – такими, как КамАЗ, Казанский вертолетный завод, Завод имени Серго, «Элекон», Государственный институт прикладной оптики, «Радиоприбор» и другие. Из вузов членом организации является Казанский национальный исследовательский технический университет (КНИТУ-КАИ) имени Туполева.
– Каким образом союз влияет на развитие машиностроительного комплекса?
– Целью нашей организации является лоббирование интересов предприятий отрасли. Хочу отметить, что из более шестидесяти региональных отделений татарстанское по активности и результативности всегда находилось в десятке лидеров.
Лоббирование интересов – это, прежде всего, создание нормальной законодательной базы для реализации соответствующей промышленной политики. Для этого союзу нужно было выйти в российское политическое пространство. Поэтому мы приняли решение выдвинуть свои кандидатуры в состав Госдумы шестого созыва. В итоге первый вице-президент союза Владимир Гутенев занял пост первого заместителя председателя Комитета Госдумы по промышленности. А Альфия Когогина, бывший руководитель компании «КамАЗ-Лизинг», стала членом этого комитета и возглавила рабочую группу по автопрому.
К тому же то, что председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов возглавляет государственную корпорацию «Ростехнологии», тоже многое значит.
Кроме того, Татарстанское региональное отделение усилило свои позиции в Союзмаше: на сегодня в состав бюро центрального совета организации входит генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, а в состав этого совета – министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов и ваш покорный слуга Радик Хасанов.
Одной из первых наших инициатив было вхождение высокотехнологичных машиностроительных предприятий в программу модернизации российской экономики с существенным их финансированием на государственном уровне. И многие из них уже разработали свои планы модернизации в рамках федеральных целевых программ, к примеру, реконструкции и реформирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до 2020 года. Мощную программу модернизации реализует холдинг «Вертолеты России», куда входит и Казанский вертолетный завод (КВЗ).
– Что конкретно было сделано региональным отделением для повышения имиджа отрасли?
– В прошлом году ТРО совместно с Ассоциацией предприятий и предпринимателей (АПП) РТ выступили инициаторами разработки Минпромторгом республики программы развития машиностроительного комплекса РТ на 2012-2016 годы.
В последние годы в стране кипят страсти по поводу государственного заказа, практически без которого Министерство обороны оставило ОПК и в первую очередь предприятия боеприпасной отрасли. Наша организация заняла жесткую позицию в этом вопросе, и при поддержке руководства Татарстана и депутатов от Союзмаша нам частично удалось вернуть госзаказ.
Мы с АПП в 2011 году выступили организаторами первого торжественного публичного празднования Дня машиностроителя, которое состоялось в Казани 21 сентября с участием первых лиц республики. Тогда Президент Рустам Минниханов отметил, что значимость машиностроительного комплекса в Татарстане очень высока, и его доля в валовом региональном продукте ежегодно увеличивается. Согласитесь, такие мероприятия, которые уже будут традиционными, повышают имидж отрасли и престиж инженерных профессий в глазах молодого поколения. А это очень важно.
В августе прошлого года был открыт электронный портал ТРО Союзмаша России, на страницах которого рассказывается о деятельности организации, а также, конечно, о достижениях машиностроительных предприятий. Такой сайт имеется далеко не во всех региональных отделениях. Информационная открытость ставится ТРО во главу угла.
– В свете вхождения России во Всемирную торговую организацию со всех трибун говорится о необходимости повышать конкурентоспособность продукции машиностроения. И у татарстанских предприятий есть изделия, которые не стыдно демонстрировать на престижных выставках…
– Вы правы, безусловно, есть. Например, в ежегодном Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском традиционно принимают участие немало татарстанских представителей Союзмаша. Это акционерные общества «КамАЗ», «КВЗ», «КАПО», POZIS и другие.
С 27 июня по 1 июля в Москве и Жуковском состоится второй международный форум «Технологии в машиностроении – 2012», который призван продемонстрировать значение машиностроения в реализации национальных экономических приоритетов, обозначенных Президентом и Правительством РФ. Его генеральным партнером выступит Союзмаш России. На этом форуме также планируется широко представить продукцию членов ТРО.
Изделия предприятий нашего отделения подтверждают свое качество в конкурсе «Лучшие товары Республики Татарстан». Допустим, в прошлом году лауреатами стали КВЗ, «КамАЗ-Дизель», Завод имени Серго (POZIS), Зеленодольский завод имени Горького, «Казанькомпрессормаш», «КамАЗинструментспецмаш». А на федеральном этапе программы «100 лучших товаров России» в числе победителей – КВЗ, «КамАЗ-Дизель», Завод имени Серго. По решению организаторов программы единственное предприятие в стране было удостоено высокого звания «Гордость Отечества» – это Казанский вертолетный завод.
– Что дает взаимодействие Союзмаша с властью?
– При совместном решении тех или иных проблем, стоящих перед машиностроительными заводами, мы всегда обращаемся за поддержкой к руководству республики. К примеру, в феврале Президент Рустам Минниханов встречался с руководителями татар-станских предприятий, в том числе машиностроительной отрасли, по вопросу подготовки нашей промышленности к работе в условиях ВТО. Эту встречу инициировали АПП и ТРО.
В какие только правительственные структуры мы ни обращались по проблемам гособоронзаказа! Работа в этом направлении оживилась с назначением в декабре 2011 года на должность заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина, ставшего куратором ОПК. Одним из первых регионов, который он посетил в январе нынешнего года, был Татарстан. В частности, Дмитрий Рогозин побывал на Казанском вертолетном заводе, где руководители предприятий «оборонки» доложили вице-премьеру о своих проблемах.
В феврале вопросы ОПК обсуждались на «Правительственном часе» в Госдуме. А 16 февраля мы приняли участие в парламентских слушаниях на тему «Состояние и проблемы модернизации оборонно-промышленного комплекса РФ», проведенных в Совете Федерации под председательством Валентины Матвиенко и вице-премьера Дмитрия Рогозина. По итогам слушаний был разработан комплекс рекомендаций в адрес Президента и Правительства РФ.
Союзмаш России и его Татарстанское региональное отделение системно добиваются поддержки государства в модернизации и обеспечении текущей жизнедеятельности оборонных предприятий, ведь состояние некоторых критическое. Если, допустим, Завод имени Серго глубоко диверсифицирован (сегодня в общем объеме производства продукция военного назначения занимает гораздо меньшую долю, нежели холодильная техника), то Казанский государственный казенный пороховой завод, «Точмаш», Научно-исследовательский институт химических продуктов – чисто оборонные предприятия. И в одиночку они не выживут.
ТРО вошло в региональный координационный совет Общероссийского народного фронта (ОНФ), созданного в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса. В свое время мы приняли активное участие в обсуждении декларации об образовании этой структуры и направили свои предложения в части промышленной политики.
– Как региональное отделение решает злободневную для современного производства проблему дефицита специалистов с техническим образованием и рабочих кадров?
– В мае прошлого года в Тольятти прошел третий съезд Союза машиностроителей России с участием Премьер-министра Владимира Путина. Тогда глава федерального Правительства заявил, что «союзу нужно активнее заниматься модернизацией профессионального образования, способствовать налаживанию кооперационных связей между предприятиями и учебными заведениями», чтобы ослабить кадровый голод, ощущаемый промышленностью.
Российские машиностроители стали сильно отставать от своих зарубежных коллег в области высоких технологий. Это не дает нам возможности конкурировать на мировом рынке, особенно после вхождения нашей страны в ВТО. А основу любого предприятия, особенно такой высокотехнологичной отрасли, как машиностроение, составляют кадры.
Как было отмечено выше, КАИ включен в состав ТРО. Вузу присвоен статус национального университета, он получает от Федерального центра серьезные гранты, поэтому имеет возможность внедрять модернизационные проекты в свои учебные процессы. Ведь без адаптации к современным условиям бизнеса невозможно обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов, которые требуются сегодняшней промышленности.
ТРО Союзмаша тесно взаимодействует с КНИТУ имени Туполева. Например, с прошлого года региональное отделение выступает одним из организаторов и спонсоров международной научно-практической конференции «Туполевские чтения». В феврале этого года на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий – филиала КНИТУ мы провели «круглый стол» на тему «Участие работодателей в профессиональной подготовке нового поколения специалистов высших учебных заведений технической направленности».
Мощный образовательный кластер создан КамАЗом: еще 1 сентября 2008 года стартовал проект по подготовке КНИТУ и Набережночелнинским политехническим колледжем технических специалистов для автогиганта. Для реализации этого проекта Министерство образования и науки РФ ежегодно выделяет 70 бюджетных мест по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» в Набережночелнинском филиале КНИТУ. Кластер успешно функционирует благодаря, главным образом, инициативности члена бюро центрального совета Союзмаша, генерального директора КамАЗа Сергея Когогина. Также серьезный образовательный кластер сформировал Завод имени Серго.
К сожалению, в последние годы в российских школах роль таких предметов, как «физика» и «математика» принижена. Это недопустимо! В 2009 году по инициативе генерального директора КВЗ и члена бюро ТРО Вадима Лигая на базе подшефной казанской гимназии №8 из девятиклассников сформирован класс с физико-математическим уклоном. Школьникам даются дополнительные часы не только по физике и математике, но и по черчению, информатике и другим дисциплинам. О результативности программы говорит тот факт, что 18 учеников этого класса изъявили желание поступать в КНИТУ-КАИ.
В последние двадцать лет в России профессия инженера отнюдь не входила в категорию престижных. И для решения этой проблемы Союзмаш проводит чрезвычайно важную работу. В июле прошлого года союз организовал в Забайкалье международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего». От ТРО в нем участвовали молодые специалисты
КамАЗа, Завода имени Серго, КВЗ и других предприятий. В рамках форума прошли мастер-классы, лекции и семинары от руководства крупнейших предприятий России и Европы, деловые игры и так далее. Наши ребята вернулись из Забайкалья очень довольными и воодушевленными. В этом году на промышленный форум будут также направлены татарстанские молодые специалисты.
– Радик Шавкятович, поделитесь, пожалуйста, перспективными планами Татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России.
– Если коротко, то главное – мы продолжим привлекать внимание общества, руководства страны к проблемам предприятий машиностроения. И в недавних программных статьях Владимира Путина этот вопрос был основополагающим.
Любыми технологиями управляют люди и, прежде всего, инженеры. Поэтому приоритет будем отдавать обеспечению производств квалифицированными инженерными кадрами. Данный вопрос остается острейшим, он в значительной степени отдаляет перспективы роста экономики и ее модернизации. Союз машиностроителей предложил разработать всероссийскую программу практики и стажировки для студентов технических вузов на машиностроительных предприятиях и назвать ее «Ты – инженер будущего!» При этом возродить испытанные в советскую эпоху системы наставничества на наших заводах и обмена опытом. Там они общались, черпали новые идеи… Такие шаги помогут повысить престиж и социальный статус профессии инженера.
Помимо этого, чтобы машиностроительная сфера была привлекательной для молодых людей, ее работникам нужно платить достойную заработную плату. А у нас сложилась парадоксальная ситуация: оплата труда в сырьевых отраслях с государственной монополией несоизмеримо выше, нежели в высокотехнологичном машиностроении. Государство, решая локальные задачи по добыче и продаже природных ресурсов, забывает о перспективе. Поднимая этот вопрос на всех уровнях власти, мы подчеркиваем, что в несырьевой машиностроительной отрасли, в том числе в «оборонке» зарплата не должна быть ниже 30-40 тысяч рублей.
Государство должно осуществлять продуманную, выверенную промышленную политику. А Союзмаш России будет и впредь использовать все возможности для отстаивания интересов машиностроителей.