Всемирная торговая организация – наш шанс
Что принесет нашему бизнесу членство России в ВТО? Этот вопрос длительное время обсуждают на разных уровнях. Прогнозы – от самых радужных до пессимистичных.
Возможно, поэтому приезд в Татарстан директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максима Медведкова вызвал повышенный интерес в деловых кругах. Непосредственному участнику переговоров по вхождению РФ во всемирную организацию все плюсы и минусы свершившегося события наверняка хорошо известны.
От «ножек Буша» оградят пошлины
Что сулит присоединение России к ВТО отечественным сельхозпроизводителям? По мнению многих из них, ничего хорошего. Фермеры, в частности, не исключают, что к нам на рынок теперь хлынет более дешевое продовольствие из других стран, и наши продукты не выдержат конкуренции. Еще опасаются, что объемы государственной поддержки сельхозпроизводителей будут резко сокращены.
Опасения напрасны, пояснил Максим Медведков на пресс-конференции в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям: субсидии селу будут только увеличиваться. А еще местного товаропроизводителя защитят таможенные пошлины. Ни по одному ключевому продукту они снижены не будут. Более того, пошлины на ввоз, например «ножек Буша», вырастут в три раза, больше придется раскошелиться и тем, кто поставляет к нам из-за рубежа свинину. Пошлины же на говядину останутся на прежнем уровне.
А как отразится наше вступление в ВТО на стоимости энергоносителей? Не случится ли так, что за газ, электричество, нефтепродукты потребителям придется платить по мировым ценам? Представитель Минэкономразвития заверил: Россия не будет отказываться от регулирования цен на продукцию наших естественных монополий. Так что никаких скачков цен можно не опасаться.
Резиденты могут не беспокоиться
Всемирная торговая организация выступает за создание таможенных союзов и зон свободной торговли. Значит ли это, что деятельность разного рода особых экономических зон может быть свернута? И что будет, например, со льготами, которые действуют для резидентов ОЭЗ «Алабуга»?
– Мы уже объяснили руководству «Алабуги», что вхождение России в ВТО будет, наоборот, способствовать привлечению сюда инвестиций, возможны новые стимулы для резидентов особой экономической зоны, – сообщил Максим Медведков.
О нефтехимии. Россия не вошла в так называемую тарифную инициативу по химической гармонизации, которая предусматривает существенное снижение и обнуление пошлин на товары нефтехимии. Так что и здесь отечественный товаропроизводитель окажется в более выгодном положении, чем западные конкуренты. Во всяком случае, на внутреннем рынке.
Кто защитит бизнес?
Естественно, наше вхождение в ВТО не может не отразиться на внутреннем рынке. В ряде его сегментов перемены будут более чем серьезные.
– По условиям наших обязательств мы должны обеспечить для иностранцев доступ на свой рынок страховых и банковских услуг, – отметил Максим Медведков на состоявшемся в Казани разъясняющем семинаре для чиновников и бизнесменов. – Для зарубежных страховых компаний у нас действует 25-процентная квота. Она будет увеличена до 50.
Ограничительная квота в 49 процентов для иностранных компаний, занимающихся ремонтом авиационной техники, будет и вовсе снята. Однако только для тех, которые учреждены после присоединения России к ВТО.
Кто будет защищать интересы бизнесменов, если в ходе адаптации к новым условиям все-таки появятся серьезные проблемы?
– Правительство не будет заниматься торговыми спорами, пока не получит сигналы от предпринимателей, – отметил Максим Медведков. – Поэтому ассоциации предприятий, другие сообщества должны активизироваться. Их задача – защищать интересы бизнеса на региональном уровне.
Кстати, теоретически у России есть право в любое время выйти из состава ВТО. Правда, подобных случаев во всемирной организации до сих пор не зафиксировано. Работа на международном рынке по общепринятым правилам – огромный плюс для любой национальной экономики. Конкуренция всегда является мощным стимулом к развитию.