Перспективы нефтепереработки

Около трехсот миллиардов рублей налогов заплатит «Татнефть» по итогам нынешнего года. Из них 21 миллиард получит бюджет Татарстана. Цифры прозвучали на пресс-конференции, которую провел для журналистов генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов.

Автор статьи: Михаил РЯБИНИН

В главной нефтяной компании Татарстана рассказали о ближайших задачах

Около трехсот миллиардов рублей налогов заплатит «Татнефть» по итогам нынешнего года. Из них 21 миллиард получит бюджет Татарстана. Цифры прозвучали на пресс-конференции, которую провел для журналистов  генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов.

Солнце хотя и круглое, но всех не обогреет, посетовал Шафагат Фахразович по поводу очевидной диспропорции. И пояснил: ключевому бюджетообразующему предприятию Татарстана, конечно, обидно, что в региональной казне остается менее десяти процентов от налоговых платежей нефтяников. Но ничего не поделаешь – таковы правила. Впрочем, ориентиры, намеченные Президентом Дмитрием Медведевым в недавнем Послании, обнадеживают: во взаимоотношениях центр – регионы возможны перемены. Почему бы им не произойти и в сфере некоторого перераспределения налоговых платежей в пользу субъектов Федерации? Постараемся донести до руководства свою точку зрения, пообещал господин Тахаутдинов.

Догоним и перегоним Америку

Кто спорит, было бы замечательно оставлять на местах несколько больше  той суммы налогов, что сегодня платят нефтяники. Но здесь решающее слово все-таки за Москвой. Зато другие способы увеличить вклад компании в бюджеты всех уровней и решение социальных задач региона зависят уже от нее самой. И не только от того, сколько извлечено из недр. Все просто: нужно еще меньше тратить на добычу каждой тонны нефти и постараться дороже продать то, что добыли, пояснил Шафагат Тахаутдинов.

Насколько хорошо у нефтяников это выходит? Судите сами. В этом году компания получит 25,9 миллиона тонн нефти – на 50 тысяч больше, чем в прошлом. С 2000 года добыча выросла на миллион 800 тысяч тонн – для наших старых выработанных месторождений цифра более чем впечатляющая.

Еще один важнейший рубеж. В этом году период безремонтной работы фонда скважин впервые превысил три года: абсолютно лучший показатель в России, другим отечественным компаниям до него еще расти и расти. Что это дает? Ту самую экономию затрат на добычу каждой тонны. Чем дольше скважина действует без сбоев, тем меньше нужно средств на ремонтные работы. Но и здесь у нас еще есть резервы: за океаном межремонтный период больше, чем у нас, признал глава компании. Так что лозунг «Догнать и перегнать Америку» по-прежнему актуален.

Больше взять из недр помогают нефтяникам инновационные технологии. В «Татнефти», в част-ности, стали активно использовать метод гидроразрыва пласта. Таких гидроразрывов на глубине три-четыре тысячи метров в этом году было выполнено 27. Не утомляя читателя технологическими тонкостями, отметим главное: использование метода позволяет за сутки дополнительно получить из скважины 2-2,5 тонны нефти. Каждая скважина у нас в среднем дает 3,8-4 тонны углеводородного сырья в сутки, так что результат говорит сам за себя.

Понятно, что всякое новшество требует дополнительных инвестиций. Но если хочешь что-то получить, будь добр сначала потратиться, напомнил журналистам простую истину Шафагат Тахаутдинов. У «Татнефти» сразу несколько крупных проектов, которые предполагают серьезные вложения. И не только в области нефтедобычи.

Наступление на битумы

Главный проект – это, безусловно, ТАНЕКО. Ввод первой очереди комплекса в промышленную эксплуатацию Шафагат Тахаутдинов назвал важнейшим событием года. В России впервые за последние 30 лет построен нефтеперерабатывающий завод, причем по самым передовым технологиям. Пока здесь производят темные нефтепродукты, но уже  к 2013 году начнут выпускать светлые – дизельное топливо стандартов Евро 4 и Евро 5, моторные масла. Таким образом, «Татнефть», чьи планы когда-то были связаны только с добычей и продажей сырой нефти, теперь окончательно оформилась в вертикально-интегрированную компанию.
Нефтепереработка – один из приоритетов.

Продолжает «Татнефть» вкладывать средства и в развитие своего шинного комплекса в Нижнекамске. Среди достигнутых нынче результатов – выпуск  250 тысяч ЦМК-шин 35 наименований. Важно, что продукция эта пользуется повышенным спросом на рынке, подчеркнул Шафагат Тахаутдинов. «На стадии подписания контракт с КамаАЗом на 300 тысяч шин, в феврале к нам приезжают представители фирмы «Континенталь» – тоже с заказом. Кстати, у этой фирмы нефтяники покупали технологию. А теперь уже «Континенталь»  приобретает нашу готовую продукцию. Неудивительно: качество наших ЦМК-шин более чем достойное. «Эти ЦМК-шины должны после 200 тысяч километров пробега проходить первый ремонт. В ходе испытаний они проходят больше, и при этом никакой ремонт не нужен», – пояснил Шафагат Тахаутдинов.

И тем не менее отдача от шинного комплекса, в который уже вложено около миллиарда рублей, пока отстает, признался глава компании.

Еще одна задача на перспективу – отработка технологии добычи сверхвязкой нефти, запасы которой, по разным оценкам, составляют в Татарстане от трех до семи миллиардов тонн. Вот только извлечение каждой тонны такой нефти еще пять лет назад обходилось компании в  49 тысяч рублей.  Но за время опытно-промышленной эксплуатации Ашальчинского месторождения себестоимость добычи сократилась в четыре с лишним раза (!) и сегодня составляет 10,8 тысячи рублей. Таким образом, тонна сверхвязкой нефти приносит теперь только тысячу рублей убытков.

«Но и этой затратной тысячи, считайте, уже нет. С 2012 года татарстанская сверхвязкая нефть будет освобождена от экспортной пошлины, и мы выйдем на рентабельность, так что этап опытно-промышленной разработки уже пройден», – убежден Шафагат Тахаутдинов.

«Для сведения, на Ашальчинском месторождении добыто более 100 тысяч тонн сверхвязкой нефти, почти сорок тысяч тонн – в этом году. Интересно, насколько быстрее мы приступили бы к промышленному освоению месторождений битумов, получи компания налоговые льготы, допустим, лет пять назад?»

Тема налоговых льгот, кстати, была на пресс-конференции одной из самых горячих. Причины понятны. У тех, кто готов вкладывать миллиарды в перспективные проекты, должны быть реальные стимулы и гарантии того, что правила игры хотя бы не изменятся в худшую сторону.      

Путь к трем миллиардам

Напомним, еще летом руководство «Татнефти» заявило, что откладывает строительство второго НПЗ  в связи с увеличением экспортных пошлин на темные нефтепродукты. Изменение налоговых условий, по сути, увеличивает срок окупаемости инвестиций почти в два раза. О компенсации  государством выпадающих доходов компании говорится как о возможном варианте решения проблемы, но реальных решений пока нет.

Тем не менее на пресс-конференции Шафагат Тахаутдинов еще раз подчеркнул: вся инфраструктура ТАНЕКО рассчитана на переработку 14 миллионов тонн нефти. Выходит, условия, которые позволят взяться за строительство второго НПЗ, могут быть созданы?

Прямого ответа на этот вопрос не прозвучало. Зато была четко обозначена другая, уже общая для всей России проблема: механизма, который побуждал бы нефтяные компании максимально использовать богатства недр, у нас пока нет.

В 2010 году было совещание в Новокуйбышевске по наделению компаний льготами за повышение нефтеотдачи пластов. Был разработан даже механизм внедрения соответствующего постановления. Но в итоге решение так и не приняли, посетовал Шафагат Тахаутдинов.  А ведь в
недрах остается от 60 до 80 процентов запасов –  в существующих условиях российским компаниям невыгодно тратиться на их добычу.

Впрочем, в «Татнефти», кажется,  для себя эту стратегическую задачу обозначили. В марте мы проведем совещание, на котором будем обсуждать, как извлечь остающиеся  в недрах запасы. Их у нас в Татарстане более трех миллиардов тонн. И ведь их нужно только суметь взять – не придется тратиться ни на разведку, ни на обустройство – все это уже есть, эмоционально заключил Шафагат Тахаутдинов.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще