Закон о торговле под прицелом критики

Принятый два года назад закон о государственном регулировании торговой деятельности, призванный развивать потребительский рынок, вызывает немало нареканий.

Автор статьи: Альсина ГАЗИЗОВА

Принятый два года назад закон о государственном регулировании торговой деятельности, призванный развивать потребительский рынок, вызывает немало нареканий.

Вопрос о том, как усовершенствовать документ и приблизить его к жизненным реалиям, обсуждали в Торгово-промышленной палате РТ производители продовольственных товаров, представители торговых сетей, профильных министерств и научных кругов.

Как явствует из названия самого закона, госорганы призваны регулировать торговую деятельность. Но это предполагает наличие конкретных механизмов, а таковые отсутствуют. О покупателях, которые, казалось бы, должны стоять во главе угла, когда дело касается продовольствия, в законе тоже ничего не говорится.

Зато документ содержит много неточностей и противоречий. Например, в одном из пунктов статьи 9 говорится о предельно допустимом вознаграждении для ритейлеров за приобретение товара у поставщиков, производителей. А уже в другом пункте сказано, что торговые организации могут оказывать услуги по продвижению продукции, в этом случае размер вознаграждения не ограничен. Названный пункт позволяет сетевикам навязывать поставщикам выгодные для себя условия.

Заместитель руководителя татарстанского Управления федеральной антимонопольной службы Иван Щербаков отметил:

– Нужно на законодательном уровне запретить торговым сетям оказывать рекламные услуги. Никто не хочет ссориться с сетевиками, поэтому никаких жалоб не поступает. Производителей якобы все устраивает.

– Любые ограничения, в том числе и на рекламную деятельность, – это ограничение конкуренции. Крупные производители сами диктуют нам условия, с которыми мы вынуждены соглашаться. А вот мелким производителям не позавидуешь: без бонусов сетевики не готовы их принимать, – признала Роза Салихова, начальник договорно-правового отдела ООО «Бахетле».

Отечественным участникам рынка вообще приходится нелегко. Член Общественной палаты РТ Мунир Гафиятуллин возмутился:

– Турецкие помидоры и огурцы всегда на первых полках в магазинах, хотя наша продукция ни в чем не уступает. Более того, импортный товар часто перекормлен химией, оттого он так долго хранится.

– В Европе продукцию не принимают к продаже, если она не сертифицирована. Надо, чтобы и у нас была такая система, – считает начальник отдела сбыта тепличного комбината «Майский» Марат Нуруллин.

– В законе постоянно употребляется формулировка «продукт высокого качества», но нет ни одного критерия, который это качество контролировал бы. Сегодня на телевидении много передач, рассказывающих, как уберечь себя и свой карман от плохих продуктов. Разве это дело потребителя? Этим должны озаботиться торговые организации. В законе надо все прописать так, чтобы производителю, ритейлеру было страшно нарушать четко обозначенные критерии качества. К тому же нужно снизить затраты, связанные с обменом товара. Еще следовало бы ограничить торговые надбавки, тогда и цены упадут, – считает проректор по научной работе Казанского финансово-экономического института Александр Мищенко.

Участники общественных слушаний намерены подготовить предложения по совершенствованию закона о торговле с последующим обращением в Госдуму РФ. Действующий документ, по общему мнению, не разрешил противоречия между торгующими организациями и поставщиками, производителями, а лишь усугубил.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще