Чем завершится резкий уход от перекрестного субсидирования – покажет время
В номере «РТ» от 31 марта этого года в публикации «Флагманы экономики поторопились?» рассказывалось о ситуации, сложившейся на тепловом рынке республики и связанной с выведением из схемы перекрестного субсидирования ряда татарстанских предприятий, в том числе таких гигантов нефтехимии, как «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез», входящих в группу компаний «ТАИФ».
Напомним, что «перекрестка» призвана уменьшить коммунальные платежи населения за счет софинансирования услуг крупными промышленными предприятиями. «Таттеплосбыт» (ТТС) по поручению руководства Татарстана выполняет функции уполномоченной теплоснабжающей организации для потребителей республики, а также контролирует перекрестное субсидирование.
В начале прошлого года «ТАИФ» зарегистрировал собственную генерирующую компанию «ТГК-16», созданную на базе выкупленных у «Татэнерго» Казанской ТЭЦ-3 и Нижнекамской ТЭЦ-1. Новая организация, вопреки существующему договору на поставку тепла с ТТС, заключила прямые договоры с более чем десятью предприятиями, в частности, с «Нижнекамскнефтехимом» (НКНХ) и «Казаньоргсинтезом», и тем самым вывела их из «перекрестки»…
…И пошли судебные иски. «Таттеплосбыт» требовал расторжения этих прямых договоров и возврата образовавшихся из-за них долгов. А НКНХ – признать недействительным договор между ТТС и ТГК-16, мотивировав сие тем, что в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» организация может заниматься поставкой энергии только при наличии своих генерирующих мощностей, чего у ТТС нет.
Арбитражный суд РТ полностью удовлетворил иск НКНХ, а «Таттеплосбыту» в удовлетворении требований отказал.
В итоге этих разногласий на тепловом рынке республики сложилась непростая ситуация, которая может привести к резкому подорожанию теплоэнергии для населения и к срыву работ по подготовке к предстоящему отопительному сезону…
После нашей публикации в редакцию пришло письмо, подписанное генеральным директором ОАО «ТАИФ» Альбертом Шигабутдиновым, который высказал свою точку зрения на данный вопрос. Вот текст этого письма с некоторыми сокращениями.
ОТГОЛОСОК СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ
«…Практика перекрестного субсидирования осталась еще со времен советской экономики и в настоящее время встречается в России в сферах электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения. Следует отметить, что в сфере тепловой энергетики Республика Татарстан является едва ли не единственным регионом России, где сохранилось перекрестное субсидирование.
При этом необходимо понять, что только 40% населения республики обеспечиваются тепловой энергией через ОАО «Таттеплосбыт», тарифы на отпуск которой учитывают перекрестное субсидирование. Причем это та часть населения, которая имеет наиболее высокий уровень доходов и проживает в крупных городах республики – Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Заинске. Остальные 60% граждан (в основном в районных центрах и сельских населенных пунктах) оплачивают теплоэнергию, выработанную в некомбинированном режиме котельными или индивидуальными установками, по экономически обоснованным тарифам, которые в 2-3 раза выше тарифов «Таттеплосбыта».
Кроме того, финансовая нагрузка по субсидированию тарифов перекладывается на промышленные предприятия, средний и малый бизнес, которые вынуждены «доплачивать» сбытовым организациям недополученные от населения суммы, увеличивая при этом стоимость выпускаемых потребительских товаров и услуг. Таким образом перекрестное субсидирование является лишь призрачной мерой, которая, с одной стороны, якобы защищает население, а с другой стороны, вынуждает население оплачивать перекрестное субсидирование через стоимость потребительских товаров и услуг.
В конечном счете, постоянный рост затрат на энергоресурсы за счет перекрестного субсидирования вынуждает промышленные предприятия-«доноры» развивать собственную энергетику, разгружая тем самым существующие генерирующие мощности. Вследствие чего тариф на тепловую энергию для остальных потребителей, не имеющих возможности перейти на альтернативные источники тепловой энергии, в первую очередь для населения, автоматически повышается.
В связи с вышеизложенным одной из основных задач социальной и тарифной политики государства является ликвидация перекрестного субсидирования при одновременном совершенствовании форм адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан…
По Федеральному закону от 27.07.2010 года №190 «О теплоснабжении» при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), регулирование которых осуществляется в соответствии с законом, повышение тарифов на тепловую энергию (мощность) для других потребителей не допускается.
На текущий момент механизм перекрестного субсидирования реализуется через «Таттеплосбыт», деятельность которого признана Арбитражным судом РТ противоречащей действующему законодательству. Договор поставки тепловой энергии и теплоносителя на 2011 год со стороны ОАО «Таттеплосбыт» не подписан, однако Казанская ТЭЦ-3 и Нижнекамская ТЭЦ-1, во избежание социальных потрясений, осуществляют поставку тепловой энергии населению, объектам социальной сферы и прочим потребителям в полном объеме в отсутствие оплаты от «Таттеплосбыта».
Вышеуказанное свидетельствует о том, что схемы перекрестного субсидирования противоречат действующему законодательству.
В настоящее время «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим» оспаривают в судах легитимность договоров на снабжение тепловой энергией, заключенных с «Таттеплосбытом». Однако в переходный период ликвидации перекрестного субсидирования группа компаний «ТАИФ» готова нести социальную ответственность в виде адресных субсидий действительно нуждающимся жителям Татарстана на оплату расходов по тепловой энергии…
В течение 2011 года тарифы на тепловую энергию для населения, утвержденные постановлением Госкомитета РТ по тарифам, не могут быть пересмотрены и в соответствии с законодательством должны действовать до конца 2011 года».
ТГК-16 РЕШИЛА ОСТАВИТЬ КАЗАНЦЕВ БЕЗ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ
Свое видение проблемы официально представило и ОАО «Таттеплосбыт».
«Решение вести всю работу по реализации теплоэнергии через «Таттеплосбыт» было принято руководством Татарстана в соответствии с ФЗ №190, в котором говорится, что для городов с населением свыше миллиона человек теплоснабжающие организации назначаются уполномоченным федеральным органом. В связи с тем, что на сегодня отсутствует подзаконный нормативный акт об определении такого уполномоченного органа, а также принимая во внимание наличие в РТ перекрестного субсидирования населения (около 5 млрд. рублей), руководство Татарстана наделило «Таттеплосбыт» правом на продажу тепловой энергии.
Несмотря на это, в апреле нынешнего года ОАО «ТГК-16» предложило Казанской теплосетевой компании (которая обеспечивает централизованное теплоснабжение 4 889 потребителей столицы республики, подключенных к источникам тепла Казанских ТЭЦ-1, 2, 3) подписать договор на поставку тепловой энергии, расторгнув при этом все отношения с «Таттеплосбытом».
«ОАО «ТГК-16» готово возобновить циркуляцию тепловой сети после заключения договора и оплаты образовавшейся задолженности. В противном случае прошу предупредить ваших потребителей о прекращении поставок тепловой энергии и горячей воды от Казанской ТЭЦ-3», – говорится в письме генерального директора ТГК-16 Рамиля Хусаинова. По мнению руководства ТГК-16, сегодняшний долг Казанской теплосетевой компании (КТК) таифовской структуре превысил 400 млн. рублей.
Однако, комментируя сложившуюся ситуацию, первый заместитель директора ОАО «Таттеплосбыт» Олег Зверев отметил: «КТК не может иметь долгов, поскольку не ведет прямых расчетов с потребителями». Казанская теплосетевая компания осуществляет лишь передачу потребителям тепла, выработанного генерирующими компаниями, в том числе и ТГК-16. Единственная структура, уполномоченная вести все расчеты с потребителями и контрагентами и для которой установлены в законодательном порядке тарифы, – ОАО «Таттеплосбыт». «Однако ТГК-16, по сути являясь нашим контрагентом, все договорные отношения с нами расторгла. Мы неоднократно обращались к ее руководству с предложением восстановить прежние договоры, но безуспешно. Не подписаны и направленные нами акты о поставке потребителям теплоэнергии, соответственно, мы не можем перечислить ТГК-16 деньги за поставленное тепло», – сообщил Олег Зверев.
Он также отметил, что на сегодняшний день в Татарстане сложилась непростая ситуация по реализации тепловой энергии. Обстановка усугубляется рядом факторов, одним из них Олег Зверев назвал уход от перекрестного субсидирования предприятий группы «ТАИФ».
«Это привело к тому, что источник покрытия перекрестного субсидирования уменьшился на 4 млрд. рублей. Поэтому сегодня отсутствуют средства на содержание тепловых сетей крупнейших городов Татарстана. Из 5,6 млрд. рублей, предусмотренных на это в 2011 году, осталось 1,6 млрд. рублей. Проблема еще больше усугубляется неплатежами потребителей теплоэнергии. Так, только на начало апреля просроченная задолженность составляла 1,037 млрд. рублей. В том числе долг жилищных организаций республики – 268 млн. рублей, жилищники Казани задолжали 160 млн. рублей. При этом ТГК-16 еще более дестабилизировала ситуацию, направив в Казанскую теплосетевую компанию заявление об отказе подачи горячей воды на городские тепловоды», – считает Олег Зверев.
Тепловоды КТК по окончании отопительного сезона были остановлены на профилактические работы по опрессовке для выявления дефектов и их последующего устранения. После профилактики ТГК-16 отказалась подавать горячую воду. В связи с этим КТК направила письмо руководителю исполкома Казани Алексею Песошину, в котором говорится о решении ОАО «ТГК-16» оставить без горячего водоснабжения 783 жилых дома, 72 детских сада, 38 школ, 28 лечебных учреждений в Ново-Савиновском, Московском и Кировском районах Казани.
По мнению Олега Зверева, отказавшись от «перекрестки», предприятия группы «ТАИФ» замкнули круг неплатежей, поскольку резкий скачок цен на тепловую энергию приведет к еще большему росту долгов. «Думаю, этот случай окажется в поле зрения руководства республики, Прокуратуры РТ и антимонопольной службы», – подчеркнул топ-менеджер «ТТС».
Альберт Шигабутдинов, генеральный директор ОАО «ТАИФ»:
В сохранении механизма перекрестного субсидирования заинтересованы те энергетические компании, которые не стремятся к повышению эффективности своей деятельности. Это позволяет им повышать тарифы на тепловую энергию.