Дорогой ты наш!

Возможен ли топливный кризис, которым сейчас охвачен ряд регионов страны, в Татарстане, и когда ждать очередного повышения цен на бензин?

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

Цена на бензин в республике будет жестко контролироваться

Возможен ли топливный кризис, которым сейчас охвачен ряд регионов страны, в Татарстане, и когда ждать очередного повышения цен на бензин? Вчера своими соображениями на этот счет на очередном брифинге в Доме Правительства с журналистами поделились республиканские чиновники.

Пока в одних регионах России растут цены на бензин, в других возникает дефицит топлива. Первым все последствия топливного коллапса на себе испытал Алтайский край, за ним потянулись Томск, Новосибирск, Иркутск, Республика Тува, Мурманск, Санкт-Петербург, Сахалин, Ярославль, Курск, Краснодар. Где-то уже с утра на АЗС выстраивались длинные очереди, где-то из-за перебоев с топливом не выходили в рейс маршрутные автобусы.

Специалисты Минэнерго сочли, что такая ситуация стала возможной из-за резкого увеличения экспорта нефтепродуктов – на 67 процентов. Правительство России среагировало быстро: с 1 мая экспортная пошлина на бензин из России увеличилась на 44 процента – до 408,3 доллара за тонну. По мнению экспертов, это заставит компании сбывать высокооктановое топливо на внутреннем рынке.

В итоге за границу ежемесячно не будет попадать около 200 тысяч тонн бензинов – объем, достаточный для урегулирования внутреннего топливного рынка.

По словам помощника Президента РТ Рината Сабирова, за весь прошлый год российские топливные компании экспортировали около 1,2 млн. тонн бензинов. А за 4 месяца этого года за кордон ушло уже около 1,8 млн. тонн. Поставщикам из-за разницы в 2 – 3 тысячи рублей за тонну стало выгодно продавать топливо за рубеж. Само собой, это спровоцировало рост мелкооптовых и розничных цен на бензин, которые и так уже поползли вверх из-за подорожания нефти.

Недавно в ходе заседания совета директоров ОАО «Татнеф-Техиминвест-холдинг» Президент Рустам Минниханов дал поручение «взять под контроль ситуацию с ценами на топливо в республике, а также обеспечить бесперебойную работу всех АЗС и не допускать необоснованного роста цен на топливо». В первую очередь поручение касается действующей в Татарстане с 2008 года рабочей группы по мониторингу цен на топливо. Как рассказал ее руководитель Роберт Гилязиев – начальник Управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов в РТ, участники рабочей группы еженедельно проводят мониторинг цен на топливо во всех регионах Приволжского округа. Таким образом, цены на нефтепродукты в Татарстане колеблются на уровне средних значений по округу. Дешевле моторное топливо в Ульяновской, Саратовской, Пензенской областях и в Мордовии. «По просьбе участников рынка 29 апреля состоялось внеочередное заседание рабочей группы, – сообщил Роберт Гилязиев. – Его участники пришли к заключению, что цены в республике не могут оставаться на прежнем уровне и должны быть скорректированы соответственно рыночным колебаниям». Другими словами, речь идет об очередном повышении цен на топливо. Однако на том же заседании решили, что бензин Аи-­92 должен стоить не дороже 23,70 рубля, Аи­-95 – 26 рублей, а дизельное топливо – 24 рублей. Отметим, что все решения рабочей группы носят рекомендательный характер и законодательно ни к чему не обязывают игроков топливного рынка.

На вопрос о том, сколько продержатся нынешние цены на бензин и примерно какого роста ожидать в этом году, главный «топливный» эксперт Татарстана ответить затруднился.

Тем не менее, как заметил заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Иван Щербаков, бывают случаи, когда рост розничной цены на топливо происходит наряду со снижением его оптовой стоимости. По словам Ивана Щербакова, именно это имело место в конце прошлого года в республике, когда самое дешевое из моторных топлив – дизельное – обогнало в цене самый дорогой бензин Аи­-95.

Между тем на сайте Федеральной антимонопольной службы содержится официальный ответ на жалобы автовладельцев со всей России о бесконечном подорожании бензина. В частности, там имеются такие слова: «Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь  оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий. Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков».

Самая низкая цена на 92-й бензин в России в декабре 2010 года зарегистрирована в Алтайском крае – 21,55 рубля за литр. По данным Федеральной службы госстатистики, в число регионов с наиболее дешевым Аи­-92 по итогам декабря 2010 года вошли также Кемеровская область – 21,70 рубля за литр – и Новосибирская область – 21,90. Самый дорогой бензин Аи­-92 в декабре 2010 года специалисты Росстата нашли в Чукотском автономном округе – там его литр можно было приобрести за 38 рублей 64 копейки.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще