Наши конструкторы создали уникальное судно, которым заинтересовались арабские шейхи
Зеленодольское проектно-конструкторское бюро произвело фурор на одной из самых представительных международных выставок вооружений и технологий безопасности – IDEX-2011.
Выставка IDEX-2011 прошла в конце февраля в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби, в ней приняло участие около тысячи компаний из пятидесяти стран. Она была крупнейшей за последние 17 лет. Своим присутствием ее почтили президент страны шейх Халифа ибн Заид ан Нахайян (он же эмир Абу-Даби), шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум (эмир Дубая) и другие высокие гости.
На поставку вооружений делегация «Рособоронэкспорта» не заключила нынче ни одного контракта. А вот морская тема вызвала большой интерес у посетителей. На выставке присутствовала Объединенная судостроительная корпорация, в составе которой было представлено Зеленодольское проектно-конструкторское бюро.
Именно на «морской части» случилась сенсация. На стенде зеленодольцев был выставлен макет скоростного пассажирского судна на подводных крыльях «Акваплан». Он-то, как отметил заместитель генерального директора Зеленодольского ПКБ по стратегическому развитию Сергей Решетов, и вызвал взрывной интерес у посетителей салона.
Это особенно приятно в связи с тем, что сегодня доля российского судостроения на мировом рынке составляет лишь 0,3 процента. До 90 процентов гражданских судов для российского потребителя строятся за границей, а если их и создают в России, то все комплектующие привозят из-за рубежа.
«Начало падения отечественного, особенно гражданского, судостроения было заложено в годы перестройки, – рассказывает генеральный директор Зеленодольского ПКБ Леонид Шарапов. – С распадом Советского Союза практически все отрасли оказались в большом упадке. Черной краской вписаны девяностые годы и в историю нашего бюро. Рухнул гособоронзаказ, без работы оказались конструкторские бюро и судостроительные заводы. Было время, когда сотрудники нашего бюро не получали зарплату по 6-7 месяцев. Спасло лишь то, что мы переориентировались на гражданскую тематику. В этом нас серьезно поддержало татарстанское руководство, заказав проекты танкеров, различных устройств для газоперекачки и нефтедобычи».
Сейчас, когда Объединенная судостроительная корпорация вплотную занялась возрождением гражданского судостроения, зеленодольские конструкторы оказались готовы к этому как нельзя лучше. Восстановить свои позиции на мировом рынке российское судостроение может лишь в том случае, если предложит эксклюзивные суда. Очень кстати в инновационном портфеле Зеленодольского ПКБ оказался нетрадиционный проект – не имеющее аналогов в мире скоростное пассажирское судно на подводных крыльях «Акваплан».
ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ
Зеленодольский акваплан намного опередил свое время. Его первая опытная модель была испытана в 1963 году. Сведения о том, что на Западе также занимаются подобным проектом, появились десятилетие спустя.
От испытываемых в те же годы экранопланов акваплан выгодно отличает большая устойчивость, простота управления, максимально высокая безопасность. Уже в те годы рассматривались как морские, так и речные варианты судов… В середине 80-х финансирование проекта прекратилось, однако мечта зеленодольских проектантов, как оказалось, не умерла. Модернизированная радиоуправляемая модель акваплана уже не только построена, но и испытана. Сейчас ведется работа над проектами двух типов пассажирских судов такого класса – морского и речного.
«Мы были уверены в перспективности проекта, – вспоминает Леонид Шарапов, – и своими силами продолжали работу над аквапланом, попутно обивая пороги московских кабинетов, обращались к ведущим отраслевым институтам. В конце 2006 года Правительство России решило возобновить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области скоростного флота. Наша разработка была включена в общероссийскую тему, которую ведет ЦНИИ имени Крылова в Санкт-Петербурге. В целом в Федеральную целевую программу развития гражданской морской техники до 2016 года включено для проектирования Зеленодольским ПКБ и последующей постройки около 30 новых объектов. Это пассажирские, грузовые и аварийно-спасательные суда, танкеры, паромы, буксиры и другие.
УЗЕЛ ПРОБЛЕМ
Подробности о судьбе и истории «Акваплана» нам поведал заслуженный конструктор, заместитель генерального директора Зеленодольского ПКБ Станислав Руденко. Во второй половине прошлого века, сказал он, к кораблям стали предъявляться новые требования: тактические, технические, эксплуатационные. Особенно обострилась проблема мореходности. Положение усугубилось существенным ростом энерговооруженности кораблей и соответственным увеличением объемов энергетических установок, других систем. Усложнение технических средств увеличивало пожароопасность кораблей, ухудшало условия их обитаемости, в то время как требования к ним существенно возросли.
Как показала судостроительная практика, комплексное решение этих разнородных проблем не достигается традиционной архитектурой однокорпусных судов. Практически исчерпались возможности их существенного прогресса в решении этих проблем. В наибольшей мере это относится к небольшим и, следовательно, недорогим кораблям массовой постройки, у которых весьма ограничены характеристики поперечной остойчивости, мореходности, обитаемости, шумности, возможности размещения механизмов, оборудования, пожарозащищенности, технологичности постройки.
Решением возникших проблем в рамках однокорпусного корабля было значительное увеличение его размеров. Это достигалось дорогой ценой. Увеличивалась стоимость постройки, эксплуатации и ремонта судов. К тому же возможности наращивать размеры кораблей не поспевали за стремлением заказчиков максимально напичкать его техническими средствами и другими грузами. Под давлением этих обстоятельств в Европе и Америке стали проводить интенсивные исследования тримаранной архитектуры и строить именно такие суда. Вот только никаких принципиальных инноваций в этих работах нет. Все усложнено, затруднены постройка и особенно эксплуатация, ремонт кораблей.
Традиционная форма тримарана, разрешая важную, но локальную задачу улучшения мореходности кораблей, не помогает развязать гордиев узел комплекса проблем современного флота – кораблестроительных, эксплуатационных, технологических и финансовых. Чтобы разрубить этот узел, требовалось принципиально новое конструктивное решение. Его нашли в Зеленодольском ПКБ.
НУЖЕН, НО НЕ ВОСТРЕБОВАН?
Суть инновационной конструкции зеленодольского тримарана заключается в том, что вся энергетическая установка корабля просто выносится из корпуса и размещается в боковых плавучастях – аутригерах. Это в корне меняет принципы его компоновки. Приоритетным становится расположение полезной нагрузки и людей с обеспечением наилучших условий их действия и обитания. Им больше не мешает энергетическая установка, занимавшая от четверти до половины лучшей части корпуса.
Зеленодольский тримаран является уникальным в мировой практике кораблем, на котором вся энергетическая установка скомпонована как предельно завершенные модули, включая воздухоприемные, газоотводные системы, валопроводы, движители, системы управления. Новая тримаранная архитектура обеспечивает комплексное улучшение оперативных, кораблестроительных, эксплуатационных, технологических качеств и характеристик при уменьшении финансовых затрат. Малые тримараны способны заменить большие морские однокорпусные корабли.
Целесообразность реализации зеленодольских разработок тримарана для кораблей различного назначения подтверждена научными организациями и эксплуатирующими структурами различных потенциальных заказчиков. Инновационный характер работы Зеленодольского ПКБ по кораблям и судам с аутригерами – энергетическими модулями в полной мере соответствует важнейшему принципу современной экономической политики России – развитию на основе инновационных технологий.
Дело за малым – перейти от проектов к их внедрению, что, бесспорно, будет способствовать развитию отечественного кораблестроения и повышению уровня конкурентоспособности на внешнем рынке. Говорят, что многие богатые шейхи, побывавшие на выставке IDEX-2011, интересовались: «Где и когда можно купить это чудо, летящее по волнам?». Зачем спрашивать? Готовьте деньги – и делайте заказы!