Нынешняя зима стала испытанием на прочность не только рядового россиянина, но и объектов его жизнеобеспечения, в частности – жилья, систем снабжения электричеством, газом, теплом…
Под тяжестью снега рушатся крыши жилых домов и производственных помещений, а ледяной дождь обесточивает сотни населенных пунктов. Почему это происходит? Об этих и других проблемах наш разговор с руководителем Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Борисом Петровым.
СНЕЖНЫЕ «ЗАМОРОЧКИ»
– Борис Германович, так почему же крыши наших домов не выдерживают снежной напасти? Ведь при проектировании зданий должна учитываться, наверное, максимальная нагрузка на кровлю.
Не секрет, что во время возведения зданий допускаются изъяны, а здания затем еще и неправильно эксплуатируются. Все эти ошибки в экстремальных ситуациях дают о себе знать. Сказывается и старение самих сооружений.
Скажем, почему на крышах домов образуются сосульки? Да потому, что конструкции крыш не энергосберегающие – тепло уходит наверх, подтапливает снег, отчего появляются ледяные глыбы. Такие проблемы не возникают, когда изначально кровля надежно защищена. Это необходимо учитывать хотя бы при капитальном ремонте домов.
Но крыши жилых зданий не входят в ведение Ростехнадзора. Наша «епархия» – в основном промышленные, опасные производственные и уникальные строительные объекты. В жилищнокоммунальной сфере Ростехнадзор ограничен вопросами электро-, тепло, газоснабжения и лифтового хозяйства.
– Однако последствия необычайно снежной зимы могут доставить неприятности не только жилому сектору, но и промышленному. Мы с тревогой ожидаем предстоящего паводка…
– Я не склонен так драматизировать ситуацию. Осень была довольно теплой и недождливой, земля «ушла» в зиму достаточно сухой. И если таяние снега не будет чрезвычайно бурным (а долгосрочных прогнозов на этот счет пока нет), то почва поглотит больший объем воды. В противном случае, конечно же, можно ожидать негативных последствий, особенно для гидротехнических сооружений, которых в Татарстане более 1200 – от прудов до инженерной защиты Казани.
Прежде всего могут по страдать сельские пруды, а их в республике свыше шестисот (в каждом районе по 1020). Поэтому мы не ждем долгосрочных прогнозов и активно ориентируем руководителей промышленных предприятий и сельских поселений на подготовку к предстоящему половодью. Нельзя начинать предупредительные работы впритык к паводку, который, как известно, приходит непредсказуемо. Были годы, когда снег сходил буквально за один-два дня, что неминуемо приводило к разрушению гидротехнических объектов.
Нас сильно беспокоят зоны шламоотвалов и накопителей различных отходов – их по Татарстану около двадцати. Причем часть уже заполнена полностью. К примеру, в казанском и набережночелнинском водоканалах переполнены иловые поля, образуемые после фильтрации воды. Бурный паводок чреват угрозой размыва и, соответственно, загрязнением водных объектов, в частности Волги и Камы.
Нужно обратить пристальное внимание на состояние всех очистных сооружений, приемников сточных вод и отходов.
Волнует судьба сельских прудов, которые раньше были закреплены за конкретными колхозами и совхозами, сейчас же большинство из них находится у муниципалов и, по сути, не имеет эксплуатирующих организаций. В былые годы в республике была развита система мелиорации, в задачи которой входила и эксплуатация таких водоемов. Сегодня же лишь малая часть из них арендуется пользователями, обслуживающими эти объекты. Остальные практически бесхозные.
Из шестисот прудов наибольшую опасность представляют пятьдесят – каждый объемом свыше миллиона кубов воды, особенно если ниже этих водоемов расположены населенные пункты. Не дай бог, в период паводка прорвет их плотины…
ПОРА ОТ СЛОВ ПЕРЕХОДИТЬ К ДЕЛУ
– В декабре по Татарстану, как и по некоторым другим регионам России, прошли ледяные дожди. В результате обледенения и обрывов проводов электропередачи были обесточены многие населенные пункты республики. Выходит, наша энергосистема не в состоянии выдержать столь серьезное испытание?
– В какойто мере – да. Дело вот в чем: в части проектирования объектов электроснабжения Татарстан относится к территориям, где считалось, что такое обледенение не произойдет. Поэтому никогда в соответствующие проекты не закладывались системы защиты от намерзания. И когда все же случилось это масштабное природноклиматическое явление, все испытали шок. Конечно, локальные обледенения случаются ежегодно, но таких массовых еще не было.
Сетевая компания разработала программу по реконструкции электросетей, в соответствии с которой планируется внедрить и системы защиты от намерзания. Это дорогое удовольствие, но жизнь показала, что без него не обойтись. К тому же нынешней зимой энергетики потратили на замену оборванных проводов колоссальные средства, так что сами заинтересованы в оборудовании электрохозяйства защитными устройствами.
Что касается резервных источников электроснабжения, то уже давно пора от слов о необходимости их внедрения переходить к делу. Причем такой источник – это не просто дизель-генератор, который, к примеру, в аварийных случаях включается в операционной больницы. Все объекты второй категории, к которым относится большинство наших промышленных предприятий, квартальных котельных, учреждений, в том числе и медицинских, должны быть оборудованы вторым независимым источником электроэнергии. То есть подключены к разным подстанциям и в случае необходимости автоматически переключаться от одной к другой.
Сегодня с этим в Татарстане есть проблема. Конечно, в республике многие объекты оснащены дизель-генераторами и передвижными станциями, но это частичное, а не принципиальное решение вопроса. Беспокоит то, что немало организаций, в том числе здравоохранения, а также котельных, снабжающих теплом население, не имеют даже этого оборудования.
ЭХ, ОПЯТЬ ДОРОГИ…
– С ливневкой в Казани просто беда – и в «мирное» время после хорошего дождя ездить (а не то что ходить) по многим столичным улицам очень затруднительно. Теперь, когда город наводнен снежными татрами, со страхом ждем наступления весны…
– В этом отношении могу сказать одно: по нормативу любая дорога должна проектироваться и строиться с учетом ливневой канализации. Но это требование выполняется далеко не всегда. В результате просчетов проектировщиков и строителей образуются «спланированные» ямы, где и скапливается вода вместо того, чтобы уходить в ливневку. Эта проблема – в сфере ответственности городских властей, которые при реконструкции дорог должны комплексно решать вопросы с обустройством ливневой канализации. Ведь поменять асфальт и при этом не предусмотреть отвод воды – значит, попросту сделать работу впустую, поскольку стоячая влага будет разрушать дорожное покрытие. А это – выброшенные на ветер деньги.
С 2007 года поднадзорны нашей структуре только федеральные трассы.
– И много претензий возникает у вас к строителям общероссийских дорог?
– Признаюсь, немало.
– Как наказываете нарушителей?
Самое большое для них наказание – то, что мы не даем «добро» на ввод в эксплуатацию этих объектов, из-за чего их заказчики не могут списать свои средства и выполнить намеченные планы. А штрафы за несоблюдение подрядчиками строительных норм варьируются от 300 тысяч до миллиона рублей. Деньги, прямо скажем, немалые.
Прежде всего, тревожит качество строительства поднадзорных нам дорог и объектов химии. Зачастую заказчик начинает строительство без проектной документации, мотивируя это следующим: чем раньше он приступит к работе, тем быстрее завершит ее. Однако, как показывает практика, такая спешка приводит к удорожанию объекта, поскольку отсутствие проекта чревато многочисленными переделками, нарушается последовательность технологического процесса. И это сказывается на качестве строительства и чревато аварийными ситуациями.
– Какие из введенных в последнее время объектов считаете наиболее проблемными?
– К примеру, на сегодня Ростехнадзор не принял ни одной новой развязки на подъездах к Казани. Особенно много претензий к челнинской развязке: главное к качеству строительства. Есть вопросы по поводу отводов ливневой воды: по сути, ливневые сооружения там даже не были построены. Система освещения сделана с большими нарушениями, которые могли привести к неустойчивости мачт. Поэтому мы заставили подрядчиков переделать данную систему. Ведь все это влияет на безопасность дорожного движения. Постепенно устраняются остальные недоделки.
По некоторым объектам готовим материалы для передачи в прокуратуру. Их эксплуатация без документально утвержденного разрешения – это вообще-то административно и уголовно наказуемые деяния.
Немало замечаний и к Казанскому метрополитену много вопросов возникало при вводе в строй станции «Проспект Победы». Надо отметить, что качество строительства последней введенной станции «Козья слобода» значительно улучшилось. Тем не менее недоделки там еще остаются, и их надо устранять. Из всех подземных переходов метро полноценно функционирует только один согласитесь, с точки зрения безопасности недопустимо иметь лишь один выход из метрополитена.
Сейчас как раз ведутся проверки казанской подземки, по результатам которых будем делать выводы. Ведь безопасность людей – важнее всего.
ИТОГ – ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
– Борис Германович, как вы считаете, та надзорная система, которая сложилась в настоящее время, в состоянии предотвратить разного рода чрезвычайные ситуации?
– С одной стороны, на сегодняшний день сформирована достаточно эффективная система надзора. С другой, нынешние требования к подведомственным нам объектам, даже с точки зрения разрешительной системы, позволяют многое упростить в производственных процессах. Многие нормативы устаревают. Оборудование становится уже более современным, а действуют старые требования.
Вместе с тем прослеживается такая негативная тенденция – собственники предприятий стараются экономить на техническом обновлении своих производств. Как результат – наблюдается старение производственных объектов, в частности, относящихся к категории «опасных». Это происходит практически во всех отраслях промышленности.
В настоящее время морально и физически устарело оборудование ряда предприятий республики. Недавно Приволжское управление Ростехнадзора закрыло одну из казанских площадок открытого акционерного общества «Татарское республиканское объединение «Холод», потому что огромный объем аммиака, находившийся там, и аварийное состояние помещений могли привести к негативным последствиям. Помимо того, в течение последних трех лет мы настойчиво вынуждали и Казанский мясокомбинат резко сократить количество используемого в его системах аммиака. И добились своего – объем этого газа снижен аж в десять раз! Считаю это немалым достижением нашей структуры, учитывая, что названные предприятия расположены в густонаселенных районах столицы республики.
Больше других в части технического перевооружения делают нефтяники, но и их я бы не стал выделять в качестве лидеров. Старение основных фондов, повторюсь, происходит во всех отраслях, отчего фиксируется и рост уровня аварийности на производствах. Как ни прискорбно, и отношение к охране труда, промышленной безопасности лучше не становится – коль в культовый разряд возводится экономия, то сокращаются расходы на все. А экология и промышленная безопасность у большинства наших производственников финансируются по остаточному принципу.
В итоге мы имеем печальную статистику – уровень аварийности и травматизма растет. На подконтрольных Приволжскому управлению Ростехнадзора производствах, а в сферу влияния данной структуры, кроме Татарстана, входят Чувашия и Марий Эл, в минувшем году произошло 15 аварий и 17 несчастных случаев. Для сравнения: в 2009 году – одна авария и 18 несчастных случаев. Причем большая часть этих чрезвычайных ситуаций приходится на нашу республику, в основном на объекты энергетики и нефтехимии. Достаточно вспомнить, что в результате прошлогодней майской аварии на Нижнекамской ГЭС (в помещении взорвалась масловоздушная смесь) два человека погибли и десять получили ранения различной степени тяжести. А на Казанском государственном казенном пороховом заводе за год произошло два воспламенения, итог – один погибший и трое раненых…
Татарстанская производственноэкономическая элита все же должна серьезно задуматься над вышеперечисленными проблемами.