Очередное заседание Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики состоялось вчера в ОАО “КамАЗ” в Набережных Челнах. Провел его заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Иванов. Участие в заседании принял Президент Татарстана Рустам Минниханов.
На заседание также были приглашены представители федеральных министерств, руководители промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и научно-производственных центров, ведущие ученые и специалисты, работающие в высокотехнологичных секторах экономики, а также представители автомобильных заводов России.
– Нам предстоит рассмотреть один, но очень важный с точки зрения развития отечественного автомобилестроения вопрос – о внедрении технологий современного проектирования при конструировании автомобильной техники, – отметил Сергей Иванов, открывая заседание. – Основной целью сегодняшнего заседания мне видится привлечение потенциала нашего совета к практической выработке мер по реализации стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
Данный документ был рассмотрен на заседании Правительства РФ в марте нынешнего года. В ходе его реализации планируется достичь ряда показателей, которые Сергей Иванов назвал амбициозными. Во-первых, необходимо повысить долю добавленной стоимости в автомобильной промышленности с 21 процента (что составляет 492,8 миллиарда рублей) до 48 процентов (2 триллиона 200 миллиардов рублей) к 2020 году, что позволит расширить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Во-вторых, обеспечить запланированные объемы российского производства автомобильной техники в год: легковых автомобилей – 3,15 миллиона, легких коммерческих автомобилей – 280 тысяч, грузовых – 280 тысяч, автобусов – 35 тысяч штук.
В-третьих, увеличить долю экспорта продукции автомобилестроения в общем объеме производства: легковых автомобилей – до 8 процентов, легковых коммерческих – до 14, грузовых авто – до 50, автобусов – до 23 процентов.
В-четвертых, снизить долю импорта в денежном выражении с 60 до 20 процентов.
– Чтобы достичь этого, нам необходимо преодолеть технологическое отставание автомобилестроения России от ведущих стран по основным критериям, – подчеркнул Сергей Иванов.
По его мнению, это невозможно без проведения инновационного обновления и модернизации производства, совершенствования инфраструктуры проведения НИОКР по созданию новых автотранспортных средств и автомобильных компонентов, без развития системы специализированной подготовки инженерных кадров для автопромышленности на базе высших учебных заведений, в том числе без создания новых программ обучения в соответствии с международными стандартами.
Кроме того, одной из важнейших стадий создания автомобильной техники Сергей Иванов назвал ее проектирование. Поэтому широкое внедрение технологий современного проектирования при конструировании автотехники – первоочередная задача.
– Время требует от нас перехода на принципы сквозного проектирования и прототипирования, а также модульного проектирования, перехода к созданию автотранспортных средств на основе безбумажных технологий – все это характерно для всех высокотехнологичных производств. Во многом это уже происходит, но процесс не завершен, – отметил Сергей Иванов. И добавил, что эти технологии должны, с одной стороны, строго соответствовать перспективным требованиям по экологии и безопасности, а также международным требованиям. А с другой – обеспечивать непрерывную информационную поддержку автомобилестроения в полном цикле: от стадии проектирования до утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств.
Кстати, недавно в научно-техническом центре КамАЗа был запущен новый суперкомпьютер, применение которого коренным образом изменит процесс проектирования новой техники. Это российская разработка. Она способна сократить затраты на проектирование на 30 процентов и увеличить надежность и ресурс выпускаемой продукции в 1,5-2 раза.
Позже, отвечая на вопросы журналистов, Президент Рустам Минниханов отметил: данное совещание проходит именно на КамАЗе, и уже это говорит о том, что Татарстан является одним из крупнейших автомобильных центров в России. И поэтому здесь надо концентрировать высокотехнологичные компании по производству автокомпонентов.
Для производства автокомпонентов главным образом будут использованы две площадки – особая экономическая зона “Алабуга” и КИП “Мастер”.
– Перспективы в этом направлении мы видим серьезные, – резюмировал Президент.