Мировой финансово-экономический кризис ударил прежде всего по машиностроительной отрасли – именно в этой сфере в прошлом году отмечалось наибольшее падение спроса на продукцию. А также сильно снизились объемы производства, что связано с моральной и физической изношенностью оборудования на предприятиях, их ресурсозатратной экономикой, невысоким уровнем производительности труда. Все это в итоге предопределило низкий уровень конкуренто-способности и самих хозяйствующих субъектов, и их продукции.
О сегодняшней ситуации в машиностроительной отрасли Татарстана и путях выхода ее из кризиса корреспондент “РТ” в канун Дня машиностроителя, который отмечается в последнее воскресенье сентября, беседует с министром промышленности и торговли РТ Равилем Зариповым (на снимке).
– Равиль Хамматович, одним из ключевых направлений развития машиностроительной отрасли вашим министерством декларируется техническое перевооружение и модернизация предприятий. На многих заводах оборудование не обновлялось десятилетиями. Наверное, если бы они обладали достаточными средствами для его замены, то сделали бы это давно. За счет чего будет проводиться техническое перевооружение? Окажет ли государство финансовую помощь машиностроительному комплексу?
– Действительно, одной из актуальнейших задач развития машиностроительной сферы является техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей.
Но для начала хочу сообщить, что согласно прогнозу вице-премьера – министра финансов РФ Алексея Кудрина, российская промышленность сумеет преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса не ранее второй половины 2013 года. Мы планируем, что в Татарстане нефтехимическая и нефтеперерабатывающая сферы выйдут на докризисные показатели уже к концу текущего года. По ряду других отраслей, включая машиностроительный комплекс, предполагается достичь показателей 2008 года к концу 2012-го. Это следствие республиканской промышленной политики, направленной на инновационные преобразования в экономике, стратегию модернизации, включающей в себя механизмы господдержки ведущих товаропроизводителей.
Так, по итогам 2009 года около 40 процентов объемов продаж автомобильной техники, выпущенной на территории Татарстана, приходилось на государственные закупки. Проделана значительная работа по сохранению производственных мощностей и кадрового потенциала предприятий “оборонки”. К примеру, в рамках взаимодействия с концернами, входящими в госкорпорацию “Ростехнологии”, в нынешнем году приняты две программы по развитию, комплексной загрузке и техническому перевооружению предприятий радиоэлектронной промышленности, расположенных в нашей республике. В июне этого года подписано соглашение между Правительством РТ и Объединенной судостроительной корпорацией по развитию одной из ведущих судостроительных компаний России – Зеленодольского завода имени Горького.
Важными направлениями поддержки машиностроительных предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса, являются их финансирование в рамках гособоронзаказа, а также субсидирование части процентов по кредитам и так далее. В прошлом году 11 республиканских компаний участвовали в реализации пяти федеральных целевых программ с общим бюджетом около миллиарда рублей. В этом году планируем получить около двух миллиардов.
На сегодняшний день большинством крупных и средних предприятий отрасли разработаны и реализуются среднесрочные программы технического перевооружения. Насколько они эффективны, можно судить на примере реализуемой на КамАЗе программы стратегического развития на 2010-2013 годы. Среди основных инвестиционных проектов компании можно отметить, в частности, создание семейства грузовых автомобилей нового поколения с 12-литровыми двигателями “Евро-5”, совместных предприятий по производству современной компонентной базы для большегрузов. Выполнение этих проектов позволит к 2013 году обеспечить развитие диверсифицированного модельного ряда техники, в основу которого ляжет современная компонентная база, производимая заводами КамАЗа в партнерстве с мировыми производителями.
Успешность этих планов в большой степени определяется включением Камского автогиганта в число системообразующих предприятий. Благодаря поддержке Правительства России в 2009- 2010 годах проведена большая работа по формированию портфеля заказов автомобилей для перевозки пассажиров, медицинских целей, обеспечения милиции, а также коммунальной, дорожной и иной специальной техники. В прошлом году экономический эффект от этих программ составил около шести миллиардов рублей, что позволило КамАЗу продолжить финансирование инвестиционных проектов.
– Камский автогигант в различных ситуациях приводится как образцово-показательный пример. Будто бы у нас не существует других предприятий машиностроительного комплекса…
– Это вполне объяснимо: КамАЗ – самое крупное предприятие отрасли, которое наиболее подвержено и негативным, и позитивным изменениям в экономике. Давайте вкратце “пробежимся” и по некоторым другим компаниям, чтобы понять: машиностроение медленно, но верно выходит из кризиса.
К примеру, сформированная производственная программа “Казанькомпрессормаша” на текущий год обеспечивает рост объема производства на 16 процентов к уровню прошлого года. ОАО “Алнас”, чье оборудование задействовано в добыче третьей части всей российской нефти (не считая иностранных рынков), в нынешнем году продол-жило реализацию инвестиционного проекта по техническому перевооружению, общая сумма капитальных вложений по которому должна составить около одного миллиарда рублей – по 2013 год включительно. В первом полугодии инвестировано 74,4 млн. рублей.
Более 30 процентов газотранспортных потоков в России функционирует на двигателях, изготовленных Казанским моторостроительным производственным объединением. А это – свыше 700 газоперекачивающих агрегатов. Продукция предприятия востребована не только в России, но и в ближнем зарубежье. То же самое можно сказать и в отношении Зеленодольского завода имени Серго (POZIS), выпускающего, помимо холодильной техники, и другую высококонкурентную продукцию – охотничьи и спортивные патроны, уникальную инструментальную оснастку.
На КАПО имени Горбунова сегодня в стадии производства находятся пятнадцать среднемагистральных самолетов Ту-214 различных модификаций. Имеется предварительный договор на поставку еще пяти бортов. В настоящее время идет подготовка к производству ближнемагистрального Ту-334. Кроме того, на КАПО планируется выпуск крыльев из композитных материалов для различных типов летательных аппаратов. Открытие новой производственной площадки намечено на 2013 год – именно тогда планируется поднять в небо первый российский самолет с “черным крылом”. Предполагаемая мощность производства – 140 комплектов крыльев в год. Сумма инвестиций в этот проект – 400-700 млн. евро.
Компания “Соллерс” намерена создать в Татарстане сборочное производство по выпуску легковых автомобилей нового поколения и парк поставщиков автокомпонентов…
– Понятно. У руководства республики обширные перспективные планы по освоению инновационной продукции, повышению конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса. Однако кто этим будет заниматься, если на производствах катастрофически не хватает рабочих рук? Решается ли проблема подготовки профессиональных кадров?
– Мы работаем в этом направлении. Министерством ведется ежегодный мониторинг потребности промышленных предприятий в кадрах. Кстати, многие компании решают этот вопрос самостоятельно, тесно взаимодействуя с профильными образовательными учреждениями.
Так, в качестве примера можно привести сотрудничество “Казань-оргсинтеза” с Казанским нефтехимическим колледжем. На КАПО студенты старших курсов Казанского государственного технического университета привлекаются к работе в конструкторском бюро. На КМПО студентов со второго курса переводят на должности инженерно-технических работников, помимо этого, здесь есть базовая подготовка по рабочим специальностям (в профильном лицее №145). На Казанском вертолетном заводе особый упор делается на трудовых династиях: школьников, родители которых работают на заводе, с 1 сентября знакомят с предприятием, начиная с цеха окончательной сборки. В гимназии №8 в 9-11 классах ведется профподготовка, за что КВЗ доплачивает преподавателям. Эти примеры должны стать нормой для учебных заведений всех уровней.
Хочу остановиться на программе “Бережливое производство”. В Татарстане ее элементы на том или ином уровне внедряются на КамАЗе, ЕлАЗе, Зеленодольском заводе имени Серго, КАПО, “Казанькомпрессормаше”, КМПО, в “Татнефти”, “Соллерсе”, “КВАРТе” и ряде других предприятий.
В соответствии с распоряжением татарстанского Правительства торгово-промышленной палатой “Закамье” (Набережные Челны) и КГТУ имени Туполева разработан комплекс учебных программ “Современные методы организации, управления и технологии бережливого производства”, апробируемый на промышленных предприятиях республики. Он отражает потребности в повышении квалификации как специалистов предприятий, так и преподавательского состава образовательных учреждений. Следует отметить, что этот комплекс стал синтезом не только методик бережливого производства, но и передовых разработок университета в области наукоемкого машиностроения, ERP-систем, тайм-менеджмента. Внедрение этого учебного курса позволит существенно расширить кругозор студентов и специалистов предприятий, адаптировать их к требованиям работодателя.
Сейчас нашим министерством разрабатывается проект целевой программы по бережливому производству на 2011-2013 годы, которая призвана организовать на условиях софинансирования обучение и профессиональную подготовку специалистов всех уровней – от рабочего до топ-менеджера.
– Вернемся к производственным вопросам. Сейчас много говорится о необходимости выхода предприятий на аутсорсинг. Но, по большому счету, этим занимаются немногие машиностроительные компании, разве что КамАЗ и POZIS. Почему в этом направлении работа ведется не очень активно? Только из-за консерватизма директоров, которым не хочется расставаться с накопленным за многие годы производственным добром?
– Прежде всего хотелось бы внести ясность в понимание термина “аутсорсинг”, который, выражаясь обычным языком, может быть расшифрован как “делаю то, что умею лучше других, отдаю на сторону то, что другие умеют делать лучше меня”. Исходя из этого посыла, можно сделать вывод: аутсорсинг своими корнями уходит в плановую экономику, когда в целях повышения обороноспособности нашей страны и снижения риска потери поставщиков комплектующих большинство крупных и средних предприятий отрасли стремились обеспечить на своих площадях всю или практически всю производственно-технологическую цепочку изготовления конечной продукции. Конечно, в условиях рыночной экономики и резкого снижения внимания к поддержанию обороноспособности нашего государства такие товаропроизводители испытывают серьезные трудности, которые усугубляются необходимостью содержать значительные мощности.
Для исправления сложившейся ситуации ряд предприятий на базе исследований конъюнктуры рынка концентрирует свою производственно-хозяйственную деятельность на востребованных комплектующих, технологических операциях и поэтапно избавляется от незагруженных мощностей. Как правило, такие действия сопровождаются точечной модернизацией мощностей, заменой оборудования на более производительное. Именно эти участки и цеха выполняют роль базовых при внедрении технологии аутсорсинга и переходе на выполнение заказов как внутри своих компаний, так и у сторонних организаций.
Фактором, препятствующим широкому внедрению принципов аутсорсинга, является крайне острый недостаток свободных средств у предприятий машиностроения и приборостроения. Всем понятно, что для выполнения сторонних заказов необходимо провести глубокое техническое перевооружение, резко поднять производительность труда, что не может быть достигнуто при рентабельности машиностроительной продукции на уровне трех-восьми процентов и банковской кредитной ставке не менее 14-17 процентов.
Помимо названных вами предприятий, активно работают в этом направлении КАПО имени Горбунова, “Татэлектромаш”, ЕлАЗ и некоторые другие. Образцовым примером может служить индустриальный парк “Мастер”, созданный на незадействованных производственных мощностях КамАЗа и осуществляющий развитие современных, экономически эффективных производств по выпуску автомобильных компонентов для этой компании. По сути, на сегодня КИП “Мастер” – это единственный пример функционирования технопарка в России, ориентированного на машиностроительную отрасль.
– Равиль Хамматович, какие, на ваш взгляд, проблемы в машиностроительной отрасли республики нужно решать в первую очередь?
– Одной из острейших проблем машиностроительных предприятий в настоящее время является их неготовность к работе в условиях нерегулируемого рынка электрической энергии (мощности). На предприятиях отсутствуют автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии и системы почасового планирования ее потребления.
Обращу ваше внимание на такой негативный момент. По расчетам Центра энергосберегающих технологий при Кабмине РТ, доля удельных затрат предприятия на покупные энергоносители и энергоносители собственного производства должна составлять не более трех процентов. Превышение этого показателя приводит к вымыванию оборотных средств. По машиностроительному комплексу этот показатель в среднем составляет около десяти процентов и имеет тенденцию к росту.
По планам Правительства России с января 2011 года цена на рынке электрической энергии (мощности) Федеральной службой по тарифам или Комитетом РТ по тарифам регулироваться не будет. То есть рынок электрической энергии на сто процентов будет свободным (он уже с 1 июля этого года на 80 процентов стал нерегулируемым). Следовательно, стоит ожидать удорожания киловатт-часов.
Но к меняющимся правилам игры наши предприятия практически не готовы, что подтверждается, во-первых, отсутствием у них отделов по покупке энергии у сторонних поставщиков (в том числе природного газа, тепла, воды и других ресурсов), во-вторых, неимением собственных автоматизированных систем учета электрической энергии и систем почасового планирования электроэнергии (мощности).
Но, несмотря на имеющиеся трудности, эти задачи решать нужно и можно. Опять же в качестве примера приведу акционерное общество “КамАЗ”, которое планомерно и методично занимается вопросами работы на свободном рынке энергии. В результате взаимодействия Центра энергосберегающих технологий с КамАЗом в компании внедрена автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии, удовлетворяющая требованиям и регламентам оптового рынка электрической энергии. Сейчас эта система дорабатывается для функционирования на розничном рынке с применением разработанных центром инструментов почасового планирования.
Чтобы активно менять ситуацию в отрасли, нам необходимо вплотную заниматься вопросами энергосбережения. Так, в настоящее время Центр энергосберегающих технологий при Кабмине РТ планирует на базе КАПО реализовать пилотный проект в области энергоресурсосбережения. Готовится постановление республиканского Правительства о финансировании этих работ.
– Машиностроители в конце сентября отмечают профессиональный праздник. Ваши пожелания коллегам…
– Уважаемые ветераны и работники машиностроения! От имени Правительства республики и от себя лично сердечно поздравляю вас с Днем машиностроителя. В Татарстане производятся самолеты и вертолеты, автомобили и суда различного назначения, тракторы и дорожно-строительная техника, приборы и оборудование для всех отраслей экономики, бытовая техника. Не все регионы страны могут похвастаться таким ассортиментом продукции машиностроения.
Предприятиям этой высокотехнологичной отрасли отводится особая роль в обеспечении инновационного развития экономики республики. Конкуренция с иностранными корпорациями подталкивает отечественные компании к внедрению новых информационных технологий и современных методов управления производственными процессами, к эффективной кооперации между производителями промышленной продукции. В День машиностроителя желаю своим коллегам здоровья, новых производственных достижений!
Справка “РТ”. Машиностроительный комплекс Татарстана включает в себя около 150 крупных и средних предприятий. Некоторые из них, к примеру, “Казанькомпрессормаш”, “Алнас” (Альметьевский насосный завод), КМПО, ЕлАЗ, включены в перечень предприятий, имеющих существенное значение для экономики Российской Федерации. А КамАЗ, “Соллерс” и Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова входят в список системообразующих компаний. Доля машиностроения составляет 34,3 процента от всех хозяйствующих субъектов в промышленности республики. В отрасли заняты 134 тысячи человек, или 38,1 процента от среднесписочной численности работающих. Объем товарной продукции по машиностроительным предприятиям за семь месяцев текущего года достиг 121,3 млрд. рублей, индекс промышленного производства, вопреки кризису, составил 120,7 процента.