В четверг на территории выставочного центра “Казанская ярмарка” в рамках пятой международной выставки “Авиакосмические технологии. Современные материалы и оборудование. Казань-2010” прошел День Казанского вертолетного завода. В конференц-зале бизнес-центра состоялось торжественное заседание, посвященное 70-летию предприятия.
Казанский вертолетный завод – одно из бюджетообразующих предприятий Татарстана, которое выпускает вертолеты семейства “Ми-8/Ми17”, “Ансат”. Эти воздушные суда, изготовленные в Казани, по всему миру налетали уже более 50 миллионов часов. Свыше 12 тысяч Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17 и их модификаций поставлены почти в сто стран.
Об истории завода, главных этапах его развития и планах на будущее рассказал собравшимся генеральный директор акционерного общества Вадим Лигай.
В частности, он отметил, что завод исчисляет свою историю с 4 сентября 1940 года, когда приказом Наркомата авиапрома был создан Ленинградский авиационный завод №387, который позднее был эвакуирован в Казань и объединен с заводом обозных деталей №169. Только за годы войны предприятие изготовило для фронта около 10,5 тысячи бипланов По-2 – “легкой кавалерии” Советской Армии. За это коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Уже в 1951 году КВЗ начал выпуск вертолетов Ми-1 – это было первое серийное производство винтокрылой техники в СССР. Также здесь появились первые отечественные вертолеты, поставляемые на экспорт, – Ми-4 и самый массовый и популярный из всех вертолетов семейства – Ми-8. Кроме того, в этом году исполняется 11 лет со дня первого полета “Ансата” – единственной винтокрылой машины, спроектированной и созданной в России в постперестроечный период, причем силами самого завода. Это легкий многоцелевой вертолет с максимальной взлетной массой до 3,5 тонны.
– Сегодня Казанский вертолетный завод входит в холдинг “Вертолеты России”, который в свою очередь является дочерней компанией “ОПК “Оборонпром”, – пояснил Вадим Легай. – В 2007 году мы поняли, что нужна срочная модернизация предприятия, ведь лишь это могло помочь увеличить производство. В это время только численность коллектива у нас выросла в пять раз. В итоге благодаря проделанной работе в 2008 году объем производства вырос на 68 процентов по сравнению с 2007-м. Мы полностью перешли на современные технологии.
За последние годы завод увеличил в 2,5 раза объем выпускаемой продукции и поднял уровень продаж. По словам руководителя, на данный момент предприятие полностью обеспечено заказами на 2011-2012 годы. Сейчас идет работа над формированием пакета заказов на 2013-2014 годы. Объемы производства растут с каждым годом, и в планах КВЗ – ежегодно выпускать по 85-90 вертолетов.
Слова поздравлений коллективу высказали в свою очередь и другие участники заседания, среди которых были первый заместитель министра промышленности и торговли Владимир Соловьев, руководитель Торгово-промышленной палаты Шамиль Агеев, президент Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ, председатель совета директоров ОАО “Казанский вертолетный завод” Александр Лаврентьев и другие.
– Когда какую-то фирму называют национальным достоянием России, у меня сразу возникает желание причислить к национальному достоянию тот высокоинтеллектуальный труд и тех людей, которые могут создавать такую технику в сфере высоких технологий. Это тяжелейший труд. Огромное спасибо вам за то, что вы делаете, – отметил, в частности, в своем выступлении Александр Лаврентьев.
После заседания в общении с журналистами Вадим Лигай обратил внимание, что основная задача сейчас заключается в том, чтобы наладить производство легких вертолетов. Глубокой модернизации будет подвергнут Ми-17. Спрос на него сегодня достаточно хороший, но нужно своевременное обновление, чтобы интерес к нему не упал.
Также на данный момент совместно с Московским вертолетным заводом ведется серьезная работа по производству вертолета Ми-38. Скоро начнутся летные испытания второго экземпляра. И не исключено, уже в 2014 году будет дан старт продажам данного летательного аппарата.
Вероятно, в 2012 году начнутся гражданские продажи еще одного детища Казанского вертолетного завода – легкого винтокрыла “Ансат”.