Аудит эффективности расходования бюджетных средств Министерством труда, занятости и социальной защиты и его подведомственными учреждениями в 2006-2008 годах и за 9 месяцев 2009 года при использовании энергетических ресурсов, который провела Счетная палата Татарстана, выявил ряд проблем и показал, в каких направлениях по энергосбережению необходимо работать бюджетным учреждениям.
Актуальность темы обусловлена требованиями нового федерального закона об энергоэффективности и энергосбережении – одного из самых важных для модернизации экономики законов, принятых во время президентства Дмитрия Медведева. Он предусматривает снижение бюджетными учреждениями потребления энергоресурсов не менее чем на 15 процентов в течение пяти лет.
Это очень серьезная задача, и целью аудита было узнать, насколько финансово эффективна сегодня система. Ведь до 2012 года энергоаудит должны пройти все бюджетные ведомства, отметил председатель Счетной палаты Алексей Демидов. На примере Минтруда, имеющего широкую сеть подведомственных учреждений, предполагалось выявить узкие места и имеющиеся резервы, использование которых позволит оптимизировать коммунальные расходы в бюджетных учреждениях республики.
Аудит показал, что в Татарстане нормативные документы в сфере энергосбережения и энергоресурсоэффективности разработаны в соответствии с требованиями действующего законодательства и представляют достаточную базу для выполнения поставленных задач.
Вместе с тем в ходе выездных проверок, проведенных совместно со специалистами Центра энергосберегающих технологий РТ и Управления по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, были выявлены отдельные недостатки и значительные резервы в области энергопотребления и энергоресурсоэффективности. И это, по признанию директора Центра энергосберегающих технологий Евгения Мартынова, беда не только учреждений Минтруда: в бюджетной сфере до 70 процентов всех средств сегодня приходится на энергозатраты.
Конечно, для успешного решения энергетического вопроса без государственного субсидирования не обойтись – кто бы спорил. Вместе с тем необходимо мобилизовать все резервы, отладить систему контроля и управления. А с этим, как показала проверка Счетной палаты, в министерстве и подведомственных учреждениях не все гладко.
Как следует из материалов аудита, в Минтруда была принята отраслевая программа энергоресурсоэффективности, и этим оно отличается от других министерств в лучшую сторону. Но экономический эффект от реализации данной программы отсутствует. В результате несоблюдения министерством и его подведомственными учреждениями нормативов энергопотребления и непроизводительных расходов за 4 года допущен перерасход бюджетных средств в общей сумме 78,9 млн. рублей.
По словам аудитора Счетной палаты Сергея Колодникова, подведомственными учреждениями не обеспечивалась в полной мере эффективность расходования средств бюджета РТ при использовании энергетических ресурсов и проведении мероприятий по энергосбережению: не соблюдались утвержденные стандарты и натуральные нормы потребления энергоресурсов, не выполнялись выданные по итогам проведенных энергетических обследований рекомендации, коммунальные расходы оплачивались по содержанию неиспользуемых помещений. Например, в Зеленодольском районе центром социальной реабилитации инвалидов “Идель” оплачивались коммунальные расходы по теплу за крытый бассейн площадью 840 квадратных метров, который не эксплуатируется с 1998 года.
Уровень оснащенности приборами учета и их использование не обеспечивают эффективность контроля потребления энергоресурсов. В отдельных учреждениях приборы учета тепловой энергии и горячей воды общей стоимостью 4,8 млн. рублей на баланс учреждений не поставлены. При этом в 75 процентах проверенных учреждений приборы учета не используются по назначению (неисправны, демонтированы, не поставлены на коммерческий учет, отсутствует доступ к ним и так далее).
Из-за несвоевременного снятия показаний приборов учета оплата учреждениями стоимости поставленной электроэнергии производилась по нормативу, то есть в объеме, превышающем фактическое потребление (в ходе проверки Счетной палаты “Казэнерго” вынуждено было вернуть на лицевой счет казанского профлицея №33 более 1,1 млн. рублей). Министерством, его подведомственными учреждениями не проводился аудит договоров, заключаемых с энергоснабжающими организациями. Фактически договоры заключались на условиях поставщиков, по бумагам все спорные ситуации трактуются в их пользу.
В 2008-2009 годах министерством проведено обучение специалистов в области энергоресурсо-сбережения лишь четырнадцати из 227 подведомственных учреждений, что также негативно сказывается на достижении необходимого результата в данном направлении. Мероприятия по снижению потерь тепла проводили от 19 до 60 процентов, по сокращению расходов и потерь воды, ремонту сетей – от 11 до 26 процентов всех учреждений.
По итогам энергетического обследования все подведомственные учреждения получили рекомендации по устранению непроизводительных расходов энергоресурсов и реализации резерва экономии энергоресурсов. В полном объеме они выполнены лишь в одном из 23 проверенных учреждений.
У руководителей отсутствует экономическая заинтересованность в энергосбережении и повышении энергоресурсоэффективности, считает Сергей Колодников. Ведь утвержденный Правительством республики механизм материального стимулирования участников реализации энергоресурсоэффективных мероприятий – как отдельно за счет средств бюджета РТ, так и за счет реинвестирования сэкономленных средств – министерством не используется.
При проведении капитального ремонта предполагалось проведение энергосберегающих мероприятий по 34 объектам со стоимостью работ 84,4 млн. рублей. В начале этого года они велись по 27 объектам. Однако работы по энергосбережению не привели к достижению должного результата в связи с низким их качеством. Так, в Казанском политехническом колледже на ремонт кровли израсходовано 931,7 тыс.рублей. При этом в производственных мастерских во многих местах протекает кровля, тепловизионной съемкой установлена значительная утечка тепла.
Министерством привлекались к работам подрядные организации, не обладающие необходимыми возможностями, отмечается в отчете Счетной палаты. В ряде случаев предложенная победителями аукционов цена не соответствовала стоимости необходимого к выполнению объема работ, указанного в конкурсной документации. Ценовой и количественный анализ предложений победителей аукционов, подтверждающий их соответствие условиям конкурсной документации, министерством не проводился.
По заключенному в сентябре 2008 года министерством госконтракту на 7,4 млн. рублей ООО “Камал” обязалось выполнить кап-ремонт спального корпуса Елабужского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Получив аванс в 30 процентов от общей суммы контракта, фирма к работам так и не приступила. В ходе аудита эффективности министерство обратилось в Арбитражный суд РТ с иском о взыскании 2,2 млн. рублей, более года неправомерно находящихся в распоряжении ООО “Камал”.
В общей сложности по итогам аудита были выявлены нарушения на сумму 177,2 млн. рублей, из которых 126 млн. рублей, по классификации ревизоров, использованы неэффективно.
– Счетная палата Татарстана провела масштабную проверку и, по сути, первой в России столь глубоко проанализировала данную проблематику, – отметил заместитель министра по энергетике РТ Фарид Туктаров, возглавлявший экспертный совет в рамках данного аудита эффективности. – Хочу подчеркнуть, что на общефедеральном уровне наша республика по части энергосбережения выглядит в целом неплохо. Тем не менее аудит эффективности вскрыл системные проблемы, объективные и субъективные причины, которые свойственны не только Минтруда. Мы увидели ресурсы для серьезного улучшения ситуации в сфере энерго-сбережения и повышения энергоресурсоэффективности.