Скажи, кто твои заказчики…

На экономической карте Бугульмы Инженерно-производственный центр (ИПЦ) появился 12 мая 1988 года.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

На экономической карте Бугульмы Инженерно-производственный центр (ИПЦ) появился 12 мая 1988 года. Располагалось новорожденное предприятие в одной из комнат горкома комсомола, из ценного имущества владело лишь табуреткой. Сидя на ней, основатель ООО, а до того заведующий сектором института “ТатНИПИнефть” Вячеслав Айдуганов и продумывал грандиозные проекты, которые всерьез собирался претворять в жизнь.

 Мало кто верил, что проекты эти будут когда-нибудь востребованы. Коли уж отказался от реальной перспективы сделать блестящую карьеру, то хотя бы денежным делом занялся, пусть мелким, но надежным, рассуждали скептики. Например, коммерцией – по принципу “купил – продал”.

 Но не для того Айдуганов уходил из науки, чтобы податься в банальную торговлю. Хотелось человеку самому реализовать те идеи, с которыми даже в стенах успешного института было тесно. Как ни удивительно, “свободный полет” быстро принес результаты. Скоро многое из того, что рисовал “на коленке” Вячеслав Михайлович, было не просто сделано и испытано, но и стало использоваться в промышленных масштабах. В Татарстане и Удмуртии, в Волгоградской, Самарской, Саратовской, Оренбургской областях, в других регионах России.

 О чем, спросите, речь? Об уникальных технологиях строительства различных трубопроводов, в первую очередь для нефтяников. Свидетельство того, что разработки предприятия действительно уникальные, – 75 российских патентов на изобретение! Специалисты ИПЦ разработали и освоили надежный бессварочный метод соединения труб с любым внутренним покрытием, заняв лидирующие позиции в своем рыночном сегменте.

В центре хорошо помнят свой первый заказ. Для НГДУ “Лениногорскнефть” нужно было построить несколько километров трубопровода. Тогда специалисты ИПЦ впервые удивили промысловый мир, соединив трубы в нитку во много раз быстрее, чем это было возможно, используй они традиционные методы работы. Трубопровод тот, между прочим, действует уже больше двух десятков лет, хотя течет по нему, понятно, не вода.

До того как бугульминцы устроили революцию в своей сфере, продуктопроводы повсюду строились одинаково. По всей длине будущей нитки на определенном расстоянии друг от друга раскладывались трубы. Потом их поочередно сваривали с помощью подтаскивающих, поддерживающих и прочих механизмов.

Бригады умельцев центра делали все иначе. По трассе двигался трактор с санями, на которые были уложены трубы, в строго продуманном порядке. Трубы, соединенные прямо на ходу бесшовным методом, сползали с этого незамысловатого агрегата, на глазах превращаясь в добротный трубопровод. Все операции выполняла команда из четырех человек, а строительство обходилось в разы дешевле обычного сварочного способа.

Разработав и применив на практике новую технологию, бугульминцы не остановились на достигнутом. Они сами освоили выпуск узлов и деталей, необходимых для ее распространения и реализации. Трудно поверить, что когда-то у ИПЦ из имущества была лишь одна табуретка. Сегодня предприятию принадлежат мощная производственная база на окраине Бугульмы и филиал в Когалыме, с автомашинами, спецтехникой, вспомогательными подразделениями.

В Бугульме работники центра изготовливают футированные трубы крановых узлов, тройники и переходы с внутренним полимерным покрытием, муфты, различные изолирующие соединения, используемые при электрохимической защите трубопроводов, и еще очень много другой промышленной продукции. Своя база избавляет ИПЦ от необходимости покупать на стороне комплектующие, без которых ни одну “нитку” не проложишь.

Кстати, часть изделий, выпускаемых центром, не имеет достойных аналогов на всей российской территории. В ИПЦ, например, производят такие неразъемные муфтовые соединения, которые одинаково надежно соединяют между собой трубы стальные, медные, чугунные, алюминиевые и биметаллические, с различными внутренними покрытиями. А также трубы, футированные пластмассой, полиэтиленом, пропиленом, фторопластом, винилопластом и т.д. По продуктопроводам, проложенным с использованием технологий и изделий центра, можно транспортировать нефть, минерализированные и сточные воды, технологические жидкости при внешних температурах от минус 40 до плюс 90 градусов.

Научно-технический потенциал центра позволяет ему решать задачи одна сложнее другой. А первую головоломку инженерам предприятия, еще в пору его становления, задали нефтяники. Они попросили изготовить такие электроизолирующие соединения, которые были бы надежнее и экономичнее привычных, фланцевых.

Заказ был выполнен. Разница между конструкциями получилась такая, что здорово впечатлила промысловиков. Судите сами: на традиционных фланцевых соединениях насчитывается не менее 20 изолирующих деталей. Выйдет хотя бы одна из строя – надо менять весь дорогостоящий узел. А в изделии бугульминцев изолирующих деталей – не более четырех. По конструкции оно намного проще аналога, стоит значительно дешевле, а работает без ремонта намного дольше.

Упомянутый соединительный узел успешно справляется с электрохимической защитой трубопроводов от коррозии, способен выдерживать большие механические нагрузки, удобен при монтаже. А установка его возможна и на наземных, и на подземных трубопроводах.

Следующее задание нефтяников оказалось еще сложнее. Требовалось как-то повысить эксплуатационную надежность скважинных труб. Дело в том, что в ходе добычи внутри этих труб практически беспрерывно двигается штанга с муфтой. Задевая стенки трубы, “челнок” в конце концов протирает ее до дыр, доставляя промысловикам массу неприятностей.

Айдуганов и его коллеги предложили интересный и недорогой вариант решения. Не станем вдаваться в технологические подробности, отметим лишь, что уже на первой скважине, где опробовался метод, труба проработала без ремонта значительно дольше, чем обычно.

Ощутимую прибыль приносит центру и разработанная им методика защиты крановых узлов от внутренней коррозии, ведь менять их, особенно в сибирские морозы, дело хлопотное и дорогое. Специалисты ИПЦ устанавливают краны на трубопроводах также бессварочным способом, чтобы не повредить внешние защитные слои “ниток”.

В общем, конкуренты бугульминцев как ни стараются, не могут потеснить их на рынке услуг. Впрочем, центр мог бы работать намного продуктивнее, если бы не фирмы-посредники. Без них, увы, не обойтись, они для чего-то нужны заказчикам. Для чего – попробуйте догадаться.

И все же объемы работ, выполняемых предприятием, неуклонно растут. В прошлом году центр построил на сибирских болотах около ста километров трубопроводов, в этом планирует 120 – 140. А повезет приобрести плавающий экскаватор – то и еще больше. Деньги на новую технику центр не жалеет.

 Да и пути получения дополнительных доходов специалисты находят постоянно: передовые технологии всегда востребованы. Например, электроизолирующими соединениями всерьез заинтересовались коммунальщики. Первым эти узлы разглядел на одной из всероссийских выставок Мособлгаз. Сравнил с аналогами – и стал закупать. Потом пошли заказы и от других предприятий, причем в таких количествах, что ИПЦ, даже в кризис, пришлось срочно расширяться.

 Предприятие прикупило гектар земли, расширило цеха, заложило новые. В коллективе теперь более 300 высококлассных мастеров. Периферийный инженерно-производственный центр является предприятием по-настоящему солидным, со столичным лоском, среди его заказчиков – “ЛУКойл”, “Роснефть”, “Татнефть”, “Газпром-нефть”. Некоторыми технологиями бугульминцев всерьез заинтересовался “Газпром”.

Правда, заслуженный изобретатель России Вячеслав Айдуганов давно забыл, что такое нормированный рабочий день. Недавно перенес инфаркт. Но менять отношение к главному делу своей жизни Вячеслав Михайлович не хочет. Ведь у центра, который он возглавляет, еще столько интересных идей! И все они просто должны работать на нашу экономику.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще