По мнению экспертов, объемы внутреннего туризма с повышением уровня жизни в стране будут только расти. И регион, который в конкурентной борьбе за туристов поведет успешную политику, получит от этого роста наибольшие дивиденды.
Здесь на первый план выходят не только достопримечательности, которыми может привлечь гостей тот или иной субъект федерации, но и туристическая инфраструктура. Ее основой является гостиничный бизнес. Важность этого вида бизнеса в столице Татарстана особенно возрастает в связи с приближающейся Всемирной универсиадой 2013 года.
Гостиничный бизнес, как в стране, так и в нашей республике, за последние два десятка лет вместе со всей экономикой пережил многое. В советское время гостиничных мест, как правило, не хватало и руководство отелей, принадлежавших государству, не особенно заботилось об удобстве и качестве услуг. Затем настали нестабильные 90-е годы. Дефицит гостиниц сохранился, и, пользуясь этим, некоторые их владельцы, в том числе и в Казани, не особенно улучшив качество обслуживания, поспешили “навесить” себе статус трех-, четырех-звездочных отелей европейского уровня, хотя даже близко ему не соответствовали.
В последние годы наступил новый этап. В отельный бизнес пошли инвестиции, началась коренная реконструкция гостиниц, построенных в советское время. Стали возводиться новые отели. В республику, в частности в Казань, пришли международные бренды, которые задали довольно высокую планку качества обслуживания.
Сейчас только в столице Татарстана насчитывается порядка шестидесяти отелей самого разного уровня и ценового диапазона. Существуют даже услуги по размещению за 300-350 рублей в сутки. Хотя гостиницы, предлагающие ночлег по минимальным ценам, чаще напоминают общежития советского образца. Есть и значительно более комфортабельные отели, которые могут удовлетворить самых избалованных зарубежных туристов. К последним следует отнести, например, “Гранд Отель Казань” и “Шаляпин Палас Отель”. Эти гостиницы достаточно высокого уровня соответствуют всем европейским стандартам. К тому же они удобно расположены в самом центре города.
Вместе с тем в годы кризиса ряд отелей начал испытывать финансово-экономические трудности, так как наблюдался отток клиентов. Часть из них стала предпочитать гостиницы более низкого уровня или останавливаться на более короткое время. Однако такая тенденция коснулась не всего гостиничного бизнеса.
“Наши клиенты – это категория людей определенного уровня, – говорит генеральный менеджер гостиниц “Шаляпин Палас Отель” и “Гранд Отель Казань” Евгения Лодвигова. – Если они смогли пережить нелегкое время экономических сложностей, то не станут экономить в деловой поездке, пытаясь сократить ее по срокам, или ущемлять себя в комфорте. То, какую гостиницу выбирает клиент, является элементом имиджа его самого и его предприятия. Поэтому подавляющее большинство гостей как приезжало к нам, так и продолжают приезжать. Думаю, что в связи с приближением Универсиады недостатка в клиентах мы также испытывать не будем” – уверена Евгения Лодвигова.
В целом по Казани, которая с каждым годом принимает все больше гостей, еще есть проблемы. Это, например, нехватка гостиниц уровня двух звезд и отсутствие путеводителей по городу в столичных киосках. Есть определенные сложности и с обучением персонала – ведь высокий уровень обслуживания требует и квалифицированных специалистов. В европейских странах существуют специальные школы для обучения персонала отелей. В них 80 процентов учебного времени приходится на практику. В России же, и в Татарстане в частности, такой системы пока не создано.
Тем не менее гостиничный бизнес сегодня находится в стадии активного развития, в последние годы создается новый сегмент туристического рынка Казани – студенческий и школьный. В Татарстан приходят мировые сети отелей, которые, несомненно, подтянут до более высокого уровня и существующие гостиницы. При умелой организации рентабельность отельного бизнеса в больших городах довольно высока. Вкупе с увеличивающимся потоком туристов в республику это обеспечивает выгодность инвестиций в такой вид бизнеса. А значит, в ближайшие годы можно ожидать быстрого и поступательного развития отельной сети как в столице, так и по всему Татарстану.
Павел АЛЕКСАНДРОВ