Можно ли начать свое дело в 18 лет, имея за душой лишь студенческую стипендию? Каким бизнесом вообще лучше заняться нынешнему студенту и что способно помешать ему в реализации предпринимательской задумки? На эти вопросы в рамках организованного школой предпринимательства КГТУ им. Туполева “TOP-club” мастер-класса отвечали сами студенты-предприниматели, имеющие реальный и успешный опыт ведения бизнеса. Напомним, что о планах школы провести это мероприятие мы писали в предыдущем выпуске “Бизнес-страницы”.
Небольшая аудитория, расположенная в пятом здании Казанского государственного технического университета, была забита до отказа. Желающих разобраться в тонкостях студенческого предпринимательства оказалось немало. Разве что активности от собравшейся молодежи явно хотелось больше. Выступления же самих предпринимателей впечатлили. Живой, подробный рассказ о том, что значит быть владельцем собственного бизнеса, ответы на животрепещущие вопросы участников, как пришла идея заняться именно этим бизнесом, где взяли стартовый капитал, да и вообще – нужен ли он, удается ли совмещать бизнес и учебу в вузе и так далее, не оставили равнодушными.
Стипендия как стартовый капитал
– У меня семейный бизнес – это видеостудия, – рассказывает генеральный директор ООО “БЕАР”, по совместительству студент пятого курса КГТУ им. Туполева Тимур Дугин. – Занялся я им еще на первом курсе. Сейчас это направление мне не очень интересно, и я развиваю другой бизнес – систему онлайн-бронирования. Идея пришла ко мне, когда я учился в США, возникло желание создать что-то подобное и у нас. Вот спрашивают, что можно сделать на одну стипендию. На самом деле стипендия – это большое благо. Когда пришла мысль заняться бизнесом, я стал откладывать ее. Копил около года, накопилось 20 тысяч рублей, и я вложил их в один интересный проект. Через год эти деньги принесли мне 200 тысяч рублей. Можно ли начать бизнес без капитала? Можно! ООО “БЕАР” – это моя камера и я. Существует правило 3-х F: friends, family, fools – друзья, семья и дураки. Это те, кто может помочь с первоначальным капиталом. Компьютер мне купила мама – потом я вернул ей деньги. DVD-плеер – отец, также все вернул. То же самое с любительской, а позже и профессиональной видеокамерами. Начинал все с простой оцифровки. Конкуренты делали это за 180 рублей, я – за 60. Благодаря этому в рынок вошел быстро, стал зарабатывать в месяц по 15 тысяч рублей.
По словам Тимура, позже он понял, что на монтаже можно зарабатывать больше. Давал рекламу в газетах, клеил объявления в подъездах.
– В июне раздался звонок: “Здравствуйте, вы свадьбы снимаете?” А мы до этого никогда не снимали свадьбы, – рассказывает он. – Но камера имеется, монтировать умеем. Сказал: “Да, снимаем”, а у самого по спине холодный пот. Открыл газету, узнал, что по минимуму за такую съемку профессионалы берут четыре тысячи, и назвал свою цифру – три. Вот так все и пошло-поехало.
Предпринимательство и лень – несовместимы
– У меня, наверное, самый большой опыт неудачных проектов. Сейчас учусь на шестом курсе, пробовать себя в бизнесе начал где-то с первого курса. С тех пор у меня было восемь проектов, из которых шесть – неудачные, – делится опытом Василь Закиев, студент КГФЭИ, генеральный директор ООО “Дигест”. – Два – более-менее… Но и то, в одном меня в конце концов “кинули”. Второй, мой последний, сейчас успешно развивается – это юридическая фирма. Обыкновенная юридическая фирма, оказывающая обыкновенные юридические услуги. Но у нее есть фишка, которая заключается в том, что мы специализируемся на определенных клиентах – строительных компаниях. Считаю, что любой бизнес при грамотном подходе можно сделать эффективным и прибыльным.
Он считает, что проблема всех молодых предпринимателей, которые не могут “раскрутиться”, исключительно одна – это лень. По его мнению, можно просто прочитать книжку и сделать все так, как там советуют, без всяких изысков, без учета российской специфики – и это уже даст результат.
– Занимаюсь я кучей вещей, наверное, это моя проблема, из-за чего я начинаю лениться. Руковожу молодежным бизнес-клубом “Навигатор”, где в том числе даю предварительные консультации на начальном этапе становления бизнеса; являюсь генеральным директором юридической компаниии, в которую пришел только в декабре 2009 года, за четыре месяца мы раз в 20 нарастили оборот, увеличили количество сотрудников в три раза; третье – это сельхозпроект. Как все успеваю? Читаю умные книжки по тайм-менеджменту. Там обо всем этом написано достаточно хорошо. Если я начинаю отдыхать больше двух дней, то устаю от этого больше, чем на работе. Для меня все-таки бизнес – это дело, в которое нужно окунаться с головой. И если кому-то достаточно иметь просто фирму, которая приносит доход, то я хочу сделать свою компанию самой крупной, самой лучшей. Сначала в Татарстане, потом в России, – говорит Василь Закиев.
Важно, кто тебя окружает
– Студентам быть предпринимателями можно. Развитие студенческого бизнеса, который чаще всего бывает малым, влияет на развитие экономики всей страны, – уверен студент второго курса КГФЭИ, автор и владелец фирмы по предоставлению подарочных сертификатов “СОК” Артур Сунгатуллин. – Бизнес учит логически мыслить, быть активным, уметь отстаивать свою жизненную позицию. Студентов сегодня больше интересовало, как создать бизнес, организовать рекламу предприятия, найти средства в самом начале. По глазам было видно, что интерес у присутствующих есть, и большой. Некоторые задавали конкретные вопросы, свидетельствующие о том, что человек уже серьезно работает в каком-то направлении, а не просто мечтает. Но самое главное, прежде, чем что-либо начинать, нужно понять – подходит ли тебе это вообще. И чем раньше, тем лучше. Во-вторых, нужно подобрать специфический продукт, на который будет спрос, а значит, и доход.
Артур открыл бизнес полгода назад, в сентябре 2009 года. Считает, что на рынок вышел в очень удачное для специфики бизнеса время – в декабре. Самое то для внедрения подарочного бизнеса, когда все озабочены новогодними подарками, многие ломают голову над тем, что придумать пооригинальнее.
– В одной очень интересной книге я прочитал, что становление успешного бизнесмена во многом зависит, во-первых, от книг, которые он читает, а во-вторых, от его окружения. На первом курсе я познакомился с удивительными людьми из бизнес-сферы, которые многому меня на-учили. Я участвовал вместе с ними в создании одного крупного проекта, это и послужило для меня толчком к открытию своего дела. Эти люди и сейчас помогают мне, есть хорошая фраза: контакты – это библия твоего бизнеса. Я с этим полностью согласен.
По словам организаторов мастер-класса, подобные встречи продолжатся и дальше. И впереди новые предприниматели, новый опыт, новое полезное общение.
Заставить “колеса” приносить доход
Идею для оригинального бизнеса, который бы не требовал заоблачных вложений, придумать не просто, но, оказывается, можно. Вот вы, например, имея в распоряжении автобус, смогли бы “заставить” его приносить вам деньги? В голову придет разве что перевозка пассажиров… Но практика показывает, что даже здесь есть место творческому подходу. Приведем в качестве примера три необычные бизнес-идеи, основанные на… обычных автобусах.
Идея организовать передвижной косметический салон, который бы оказывал услуги маникюра и педикюра на дому, в офисах, больницах, отелях и так далее, принадлежит предпринимателю по имени Синамон Баузер из Вашингтона. Особую популярность данная услуга приобрела у участников свадебных мероприятий, беременных женщин и мам маленьких детей, у которых нет возможности посещать косметические салоны.
Интересно, что сама мысль, как, впрочем, и бывает со всем гениальным, пришла совершенно случайно. Он увидел потребность в передвижных салонах, когда его беременной подруге понадобилось нечто такое, а предложений не было. Вот он и решил развивать свободную и довольно привлекательную нишу. Об успешности бизнеса говорит то, что теперь эта услуга доступна не только в Вашингтоне, но и в других городах: Балтиморе, Чикаго и Ричмонде. В ближайших планах компании – охватить и иные территории США.
А как вам идея создания гимнастического зала на колесах? Это автобус, специально оборудованный спортивными снарядами и инвентарем для детского спортивного образования, которое можно превратить в настоящее развлечение. Программа обучения рассчитана на детей в возрасте от двух до 12 лет, и инструкторы подбираются особенно тщательно. Здесь же для желающих проводятся и различные мероприятия, например дни рождения. Согласитесь, что идея занимательная. Ведь сколько молодых мамочек сидят дома с детьми и не могут себе позволить водить ребенка куда-то далеко в спортивные кружки.
Очередная бизнес-идея не особо отличается от предыдущей своей направленностью. Но теперь уже собственником бизнеса является десятилетняя девочка по имени Амия Александр. Значит, возраст бизнесу не помеха!
Амия организовала мобильную танцевальную школу, которая путешествует по улицам Детройта и учит детей танцевать хип-хоп, сальсу и другие танцы. Для этого она оборудовала бывший школьный автобус, выкрасив его в ярко-розовый цвет и поставив вдоль стен балетные станки и зеркала. Водителем автобуса работает ее дядя, который и помогал ей во всем. Сама она танцует с двух лет и является членом известной танцевальной лиги, а ее ученикам – от двух до семи лет.
– Идея создать свой бизнес пришла ей в голову не случайно, она мечтала учить всех детей танцам. А когда, наконец, был подготовлен окончательный бизнес-план, на Рождество попросила у своей мамы купить автобус, который им обошелся в 11 тысяч долларов. Кстати, занялась Амия делом неспроста. Ее мечта – поступить в медицинскую школу Гарварда и стать детским врачом. Именно для этой цели она зарабатывает деньги, помогая своей матери, которая одна ее растит.
Все-таки правильно говорят: было бы желание. Еще, конечно, не помешает предпринимательское чутье на “свежую” нишу. В чем-чем, а в творческом подходе американским предпринимателям не откажешь!
Обзор подготовлен
по материалам сайта www.1000ideas.ru
В Татарстане стартовала “Большая стажировка”
Количество нетрудоустроенных выпускников вузов увеличивается с каждым годом, так же, как и растет число молодых специалистов, которые недовольны занимаемой должностью или своим рабочим местом. Зачастую к студентам и молодым специалистам относятся не как к полноценным работникам, и их кандидатуры при приеме на работу рассматривают в последнюю очередь.
Такая ситуация характерна как для Татарстана, так и для России в целом. А экономический кризис только обострил существующее положение вещей.
Союзом молодых предпринимателей Республики Татарстан (СМП РТ) разработан проект программы “Большая стажировка”, срок реализации которой – апрель-сентябрь нынешнего года. Цель программы: социальная и профессиональная адаптация выпускников с помощью развития и формирования определенных профессиональных навыков и личных качеств, а в дальнейшем – трудоустройство их на желаемые должности. Рассчитана она на студентов с третьего по пятый курс вузов Казани, которые обучаются по следующим специальностям: экономика, юриспруденция, связи с общественностью, маркетинг, социология, филология, психология и другие.
В отборочном этапе проекта приняли участие 132 студента из пяти вузов Казани. Из них организаторы отобрали 60 человек, которые и будут участвовать в проекте. До финала дойдут 25 человек. Победителями же станут лишь десять из них.
В итоге работодатель должен сделать заявку на “приглянувшегося” участника, и между ними будет заключен договор о стажировке. В результате одного-двух месяцев стажировки (июль-сентябрь 2010) молодые люди обязательно получат рекомендательные письма о ее успешном прохождении с указанием должности и обязанностей. По взаимному желанию работодателя и участника возможно дальнейшее трудоустройство.
Наши команды в Changellenge Cup 2010
Команды из Казани “Money Makers” и “Простые люди” заняли третье и пятое места соответственно на четвертом всероссийском чемпионате по решению бизнес-кейсов Changellenge Cup 2010, проходившем в Москве.
О том, как эти команды попали на данное соревнование, рассказал руководитель “Brain Busters” Андрей Курамшин:
– “Простые люди” участвовали в открытом городском кейс-турнире “Brain Storm”, организованном партнерами Changellenge – казанским кейс-клубом “Brain Busters”. В ходе турнира 31 команда со всего Татарстана боролась за право представлять Казань в полуфинале на Changellenge Cup 2010. В условиях жесткой конкуренции победу одержали “Простые люди”. Иной путь был у команд “Money Makers” и “Пазлы” (которые прошли в полуфинал). Они участвовали в заочном туре Changellenge Cup 2010. Соперничая с 558 командами из ведущих вузов России (51 команда была из Татарстана), они пробились в полуфинал. 13 апреля в Москве в гостинице Hilton Leningradskaya в полуфинале встретились 16 команд со всей России (три из Казани). По итогам соревнований в финал прошли шесть команд, среди которых – “Money Makers” и “Простые люди”.
В финале команды получили бизнес-кейс, в котором основной вопрос звучал так: “Как повысить продажи кондиционера для белья “Lenor” в два раза за пять лет?” В ходе поиска его решения, на что было отведено два дня, команды посетили завод Procter & Gamble, где задавали вопросы руководству. Также они консультировались с ведущими консалтинговыми компаниями.
По словам руководителя молодежного бизнес-клуба “Навигатор” Василя Закиева, победа в таком значимом турнире говорит о высоком уровне организации кейс-движения в Татарстане. Команды, участвовавшие в чемпионате получили приглашение на работу в крупнейшие мировые компании. Также команда “Money Makers” получила специальный приз от компании KPMG за лучшее финансовое обоснование своего решения, а “Простые люди” – приглашение поступить в магистратуру и аспирантуру от ГУ ВШЭ.
Сhangellenge Cup 2010 – это крупнейший образовательный проект, объединяющий более 2500 студентов из 50 вузов России, а также лучших представителей международного бизнеса. Он открывает для студентов широкие горизонты: шанс попасть на работу в крупнейшие компании. Кстати, Казань стала второй в России по количеству участников во всероссийском чемпионате по решению бизнес-кейсов Changellenge Cup 2010, организаторами которого являются “Сургутнефтегаз”, Procter&Gamble, Pricewaterhouse Co-opers, KPMG, ING, Accenture, A.T.Kearney, Unicreditbank, BNP Paribas, Utair и ряд других российских и международных компаний.
Анастасия ЖУКОВА.
Материалы полосы подготовила Гульшат МУТАВАЛОВА, “РТ”.