Настоящим “спасательным кругом” для малого бизнеса должен был стать вступивший в силу в июле 2009 года закон об отмене контрольно-кассовых машин для предпринимателей, работающих на так называемой “вмененке”.
Оно и понятно. До этого бизнесмены, платящие фиксированный (вмененный) налог в размере конкретной суммы, должны были еще приобретать дорогостоящие контрольно-кассовые машины (их средняя рыночная цена составляет 15 тысяч рублей. – Прим. авт.). Ощутимо били по карманам предпринимателей и расходы на обслуживание “умной” техники. Только на эти цели они тратили ежегодно, по некоторым оценкам, десять миллиардов рублей. Неудивительно, что многие считали ККМ инструментом настоящего государственного рэкета.
На рынках с небольшим оборотом обременительной была даже сама покупка кассовых аппаратов, поэтому там их отмены ждали особенно. Однако на днях, заглянув на один из авторынков Казани, я обратил внимание, что некоторые продавцы до сих пор не отказались от ККМ и как ни в чем не бывало продолжают ими пользоваться. Поинтересовался: почему, ведь закон, который принимался для них с таким трудом, действует уже больше полугода? Владельцы торговых точек посетовали, что просто боятся снять свои кассовые машины с регистрации, так как в этом случае они не смогут применять их даже для внутреннего учета.
– А что мы будем делать, если придут налоговики, а мы незарегистрированными кассами пользуемся?! Оштрафуют же, да и только, – недоумевали они.
С тем же вопросом мы обратились к заместителю председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Гульнаре Сергеевой.
– Гульнара Ильдусовна, за отмену ККМ для бизнесменов, уплачивающих единый налог на вмененный доход, в России боролись более четырех лет. Соответствующий закон принят, но его реализация идет с трудом. Неужели ему не хватает юридической проработанности и как быть тем, для кого содержание кассовых аппаратов стало сегодня неподъемной ношей?
– Я бы не сказала, что закон принимался в спешке и поэтому в нем есть недочеты. Проблема не нова, и говорилось о ней много и долго. Противники закона утверждали, что ККМ нужны в целях защиты покупателей, для предоставления кассового чека. При этом не учитывали, что согласно законодательству покупатель вправе был вернуть товар либо заменить его и без предъявления кассового чека.
Решение дилеммы ускорилось после выступления Владимира Путина 22 апреля 2009 года на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству в Москве. Тогда он напомнил, что законопроект по данному вопросу был принят в первом чтении еще полтора года назад, и обещал расставить все точки над “i” в этом вопросе не позднее середины лета. Именно к этому времени Государственная Дума одобрила закон с учетом интересов всех сторон. Производители ККМ выступали “против”, так как они теряли определенную долю рынка сбыта.
Недавно я обсудила нюансы нового закона с заместителем министра экономического развития России Анной Владиславовной Поповой. Наше мнение по этому поводу совпало, и оно однозначное – предприниматели и юридические лица, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, имеют полное право снять кассовые аппараты с учета. Бизнесмену налоговых органов бояться нечего, даже если он будет использовать незарегистрированную ККМ в своей предпринимательской деятельности.
Другое дело, что, отменив применение контрольно-кассовых аппаратов, законодатель указал, что продавец обязан предоставлять покупателю товарный чек или квитанцию. Сложности по выписыванию квитанции возникают, например, в розничной торговле, где много покупателей. Поэтому некоторые предприниматели вынуждены и далее использовать ККМ, хоть это для них весьма затратно.
Другой альтернативы у них пока нет, а посему многие с ностальгией вспоминают старые кассовые аппараты. Они хоть и были примитивными, но выдавали чек, позволяли вести внутренний учет и при этом были относительно недорогими.
– Как, по вашему мнению, можно безболезненно выйти из сложившейся ситуации?
– Один из вариантов решения проблемы – переоборудование, если это технически возможно, упрощение снятых с учета кассовых аппаратов. С такой работой может вполне справиться малый и средний бизнес. Скажем, казанский опытный завод “Эталон”, где еще в 1995 году постановлением Кабинета Министров был создан Республиканский центр по ремонту и техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин. Может быть, заводу стоит даже освоить выпуск простых кассовых аппаратов для выдачи чека и ведения внутреннего учета.
– Касается ли закон об отмене ККМ предпринимателей, торгующих спиртосодержащими напитками в городах?
– В статье 16-й Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” есть отдельная норма, которая обязывает организации, занимающиеся в городах розничной продажей алкогольной продукции, иметь контрольно-кассовую технику, даже если они уплачивают ЕНВД. Следовательно, немалая часть бизнеса уже лишается возможности воспользоваться принятым законом. У нас в Татарстане, например, городами являются такие небольшие населенные пункты, как Тетюши, Лаишево, Арск и другие.
Со слов Анны Поповой, в Правительстве России разрабатывается и готовится к внесению в Госдуму законопроект, который должен урегулировать и эту проблему.