“О лифтах оды
не слагают и песен громких не поют.
О них тогда лишь
вспоминают, когда
пешком наверх идут…”
Это строчки из песни, которую сложили в прошлом году сами же работники отрасли, ответственной за “вертикальный транспорт”.
О нем ныне вспоминают все чаще. И больше недобрым словом, потому как проблем в этой отрасли накопилось столько, что для их решения уже нужна специальная государственная программа. Ведь речь идет, по большому счету, о жизни каждого, кто пользуется этим видом транспорта.
Недавно нам довелось побывать в одном из самых старых в нашей республике предприятий, где накоплен огромный опыт содержания лифтового хозяйства. Более того, в последние годы тут успешно ищут пути решения накопившихся проблем. При этом аккумулируют весь свой интеллектуальный и производственный потенциал для достижения конечной цели – производства и эксплуатации лифтов на уровне мировых требований. Кризис, обрушившийся на страну, лишь заставил челнинских лифтовиков пересмотреть эти планы в сторону их активации.
– Наш город строился быстро, целыми комплексами. А высотные дома, порой до 16 этажей, росли буквально на глазах. Больше всего было девятиэтажек, иногда длиною в целый квартал, – рассказывает директор ООО “Челнылифт” Михаил Подсекаев. – Все это требовало специального подразделения, которое обеспечивало бы бесперебойную работу лифтов. И в августе 1971 года город получил собственное лифтовое хозяйство. С этого дня мы отсчитываем историю нашего “Челнылифта” – крупнейшего профильного предприятия Приволжского региона.
Лифт, как автобус и трамвай, – самостоятельное транспортное средство. И за годы работы “наматывает” не меньшее количество километров. Но в отличие от автобуса, которым управляет специально обученный водитель, лифт предназначен для пользования всеми жильцами. А это и дети, и люди с ограниченными возможностями, и люди пожилого возраста. Вот почему главным направлением в нашей работе остается развитие и улучшение качества услуг, повышение мер безопасности при эксплуатации лифтов. И нужно помнить, что в большинстве подъездов жилых домов лифт – самое дорогое и сложное оборудование коллективного пользования.
Существенный момент: челнинское предприятие первым среди лифтовых организаций Российской Федерации по собственной инициативе провело сертификацию работ и услуг по системе добровольной сертификации “Русьэкспертлифт” в инженерном центре “Колис” (г.Москва) и получило сертификат соответствия. Сегодня ООО “Челнылифт” обслуживает не только объекты Набережных Челнов, но и Менделеевска, Заинска, Елабуги, Азнакаева, Агрыза, Нижнекамска, Альметьевска, Актаныша, курорты “Бакирово”. При этом на предприятии работает около 500 человек, которые получают стабильную зарплату. Задолженностей по заработной плате, по налогам и сборам здесь нет.
Даже беглый взгляд на послужной список “Челнылифта” вызывает уважение. Год за годом он становился победителем Всероссийского конкурса на лучшую организацию, предприятие сферы ЖКХ, лауреатом конкурса “Лучшие товары РТ”, заработал международную премию “Лидер экономического роста-2006” и даже – высшую награду международного конкурса “Золотая медаль Французской Ассоциации содействия промышленности”.
Об ответственном отношении коллектива к порученному делу говорит и свидетельство государственного инспектора Челнинского территориального отдела Ростехнадзора по Республике Татарстан В.Крепышева, расследовавшего одну из жалоб, которая в свое время поступила от горожан на лифт, смонтированный строннней организацией: “Руководители, члены аттестационной комиссии, специалисты и обслуживающий персонал имеют соответствующую квалификацию и аттестованы в установленном порядке… На основании проведенной проверки установлено, что в ООО “Челнылифт” имеются все технические и организационные условия на выполнение вышеуказанных работ…”
Именитое предприятие, осуществляющее деятельность по монтажу, пуско-наладке, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту лифтов разного типа и эскалаторов, как выяснилось, уверенно набирает обороты, стремясь отвечать всем требованиям времени.
– Приоритетный для нас вопрос – безопасность пассажиров, – поясняет главный инженер ООО “Челнылифт” Альфир Хамитов. – Сегодня с уверенностью можно сказать, что Набережные Челны – единственный город в России, где все лифты оснащены приборами безопасности или заводской защитой. Можно также добавить, что здесь на всех жилых домах высотой свыше двенадцати этажей выполнена модернизация электрической схемы лифтов по внедрению “режима пожарной опасности”. Это не было предусмотрено в свое время заводами-изготовителями. А чтобы сократить аварийные простои лифтов, мы создали материально-техническую базу и единственную в республике аварийно-диспетчерскую службу такого рода. Сейчас все диспетчерские пункты подчинены центральному пульту АДС, работающему круглосуточно. Он оснащен компьютером, собирающим и анализирующим оперативную информацию, а также имеет городскую телефонную и радиомобильную связь. Ко всем комплексным диспетчерским пунктам прикреплены мобильные аварийно-технические звенья, которые передвигаются на автомобилях “Ока”.
Такая структура позволяет сократить простои лифтов по техническим причинам и освобождать застрявших пассажиров менее чем за полчаса. А на случай серьезных поломок у нас существует сервисный центр. В нем имеется участок по ремонту редукторов практически любых модификаций и участок по перемотке электродвигателей. Там же организовано собственное производство лифтовых запасных частей более ста наименований.
Кроме этого, на предприятии разработаны и внедрены в производство технические решения, позволяющие модернизировать лифты. Они включают замену стенок купе и пластиковых створок на металлические, с обязательной установкой вентиляционных решеток по периметру. Разработано и введено в эксплуатацию техническое устройство, предотвращающее несанкционированное проникновение в шахту лифта посторонних лиц.
Президент республики Минтимер Шаймиев, побывавший в свое время на выставке в Набережных Челнах, где демонстрировалась продукция “Челнылифта”, безупречную работу челнинских лифтовиков оценил одним словом: “Фантастика!”
Высокая оценка Президента, которую он дал челнинскому предприятию, прибавила уверенности и оптимизма здешним лифтовикам. Поэтому останавливаться на достигнутом они не намерены.
Все, что делается на “Челнылифте”, и удивляет, и заставляет призадуматься. В сложное время коллектив не только смог сохранить стабильный трудовой ритм, но и создать новые рабочие места, обеспечить смежные предприятия работой.
– Судите сами, не самая дорогая новая иномарка стоит около полумиллиона рублей. Только забарахлит машина – мы ее в ремонт. Но кто так же думает о лифтах? Это ведь тоже машины! – говорит Михаил Подсекаев. – За четверть века, что отведены им на службу, по инструкции положено провести три капитальных ремонта. Первый – уже через восемь лет, когда нужно менять изношенные крупные узлы.
Конечно, нужно дома ремонтировать, подъезды красить, окна менять. Все это радует глаз. Но ведь лифт – транспорт, которому по большому счету доверяется жизнь людей! Наш город считается высотным. Из 513 тысяч человек, живущих в нем, 204 тысячи – пользователи лифтов. Но мы все ходим в гости, да и дети любят просто покататься. Так и получается, что в лифтах ездят почти все челнинцы.
В последнее время часто в пример приводят опыт Украины. Там работает более ста тысяч лифтов. Они ежедневно перевозят примерно 25 млн. человек. Это больше, чем весь общественный транспорт, вместе взятый. У киевлян и харьковчан, к примеру, не взимают, как у нас, тариф за “человеко-месяц”. Там внедрена другая система – магнитные карты. Перед каждой поездкой человек вставляет карту в специальное отверстие – двери открываются. При этом с карты снимается небольшая фиксированная сумма. Магнитные карты – не что иное, как система сбережения лифтовых ресурсов. Мало того, на Украине пошли еще дальше: если у нас свет в лифтовых шахтах горит круглосуточно, то у них – тогда, когда это нужно. Таким образом экономят электроэнергию. Опыт интересный, почему бы и нам не внедрить его?
Однако у них другая проблема: ОАО “Укрлифт”, которое прежде обеспечивало сервисное обслуживание лифтов, уже не существует. Лифтовых механиков не готовят на протяжении пятнадцати лет, при этом можно с уверенностью сказать, что данная профессия постепенно уходит в небытие. Кроме того, желание сэкономить и выжить в условиях дикого рынка заставляет лифтовые организации сокращать людей и, как следствие, нарушать инструкции по эксплуатации лифтов. Нашему же предприятию удалось сохранить специалистов, которых мы пестуем с начала семидесятых годов. И для того чтобы не растерять эти традиции, нам нужно двигаться дальше. Конечно же, мы надеемся на поддержку властей, которые оценят и имеющийся у нас опыт, и наши планы.
Установка нового лифта достаточно дорогое и сложное мероприятие. Но если срок службы подъемника подходит к концу, если он физически или морально устарел, его необходимо менять. И для этого существует оптимальное решение возникающей проблемы – модернизация существующего парка лифтов. Ее целью является замена изношенного оборудования, обновление интерьера кабины и дверей шахты. При модернизации челнинцы используют современные отделочные материалы, новые технические решения.
Как это делается, мы увидели, побывав на новом детище “Челнылифта” – Камском лифтостроительном заводе. С полной нагрузкой работают механический, сварочный, сборочный и окрасочный цеха КамЛЗ. В сборочном стоит уже готовая продукция, которую вот-вот отправят в соседний регион, где деньгам счет знают и быстро поняли, насколько выгоден челнинский лифт. И если саму кабину оценить по новому дизайну можем и мы с вами, то внутренней “начинке”, о существовании которой простой пользователь может и не догадываться, свою высокую оценку уже дали специалисты и те же местные власти. В частности, мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков, отметивший высокий уровень технологий, использованных здесь. Это современная микропроцессорная станция управления, бесшумные лебедки. Кроме того, разрабатываются весьма актуальные подъемники для инвалидов.
Насколько важно не только для республики, но и для соседних регионов то, что делает “Челнылифт”?
Приведу статистику: в Испании, стране с населением 40 миллионов человек, в эксплуатации находится 420 тысяч лифтов; в Португалии с населением 10 миллионов эксплуатируется 140 тысяч лифтов; в России на 140 с лишним миллионов людей – 440 тысяч лифтов, из которых почти четверть отработали нормативный срок службы. В нашей же республике их более десяти тысяч. А тенденция старения лифтового парка в ближайшее время стремительно увеличивается из-за масштабного жилищного строительства в период с 1968 по 1995 год. Нашей республике и стране в целом нужны новые лифты.
Жилой фонд Набережных Челнов сегодня насчитывает 2744 лифта. При этом 425 из них отработали по 34 года, а 1357 – по четверти века. У этих лифтов уже истек нормативный срок службы. Федеральный закон №185 дает уникальную возможность провести замену или модернизацию таких лифтов. А у “Челнылифта” – самый мощный в регионе потенциал, который позволяет в полной мере закрыть потребность всей республики в “вертикальном транспорте”. Вопрос только в том, чтобы использовать этот самый потенциал…
Любопытное о лифтах
Первое упоминание о лифте (вернее, его прообразе) относится к 2600 году до нашей эры. Оказывается, при строительстве знаменитых пирамид египтяне использовали устройства, которые могли поднимать каменные блоки весом около 90 кг на высоту 150 метров.
В средние века лифты использовались для перевозки людей и грузов на верхние этажи зданий, механизм приводился в действие благодаря мускульной силе животных. Например, в 1203 году во французском аббатстве был установлен лифт, приводимый в движение ослами.
Первый электрический пассажирский лифт был изготовлен немецкой фирмой “Сименс и Гальске” в 1880 году. Он поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. А первый электрический лифт фирмы “Отис” был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскребов в 1889 году. С тех пор проблема подъема больше не сдерживала рост зданий вверх.
Два скоростных лифта в самом высоком здании мира официально признаны самыми быстрыми. Всего за 30 секунд они способны поднять пассажиров на вершину 508-метровой башни TFC 101 Tower в столице Тайваня Тайбэе. Книга рекордов Гиннесса объявила эти лифты, преодолевающие 17 метров в секунду, быстрейшими на Земле.
До конца февраля 2010 года в двух новых корпусах Центра международной торговли в Москве будут установлены и запущены в эксплуатацию 28 лифтов, которые смогут перемещаться со скоростью 4 и 6 метров в секунду.