БИЗНЕС – СТРАНИЦА

Автор статьи: Гульшат МУТАВАЛОВА

Case-study: учимся решать “топ-менеджерские” задачи

Бизнес-кейсы сегодня встречаются буквально везде. Их используют в интервью, во время трудоустройства на работу, чтобы определить профессиональные качества кандидата. Они активно применяются как обучающий элемент бизнес-образования, например, в программе MBA или на факультетах менеджмента. Часто стали проводить различные международные, всероссийские и даже республиканские чемпионаты среди студентов и молодых специалистов по решению кейсов.

Считается, что бизнес-кейсы возникли на юридическом факультете Гарвардской школы бизнеса еще в XIX веке. Необходимость в этом была, так как преподаватели тогда поняли, что тяжело найти хорошие учебники по деловому администрированию и лучше учиться на “практике”.

Кейс – это всестороннее описание ситуации, в которой оказалась какая-то реальная компания. В нем, как правило, описываются внешнее окружение и внутренняя среда фирмы, а также изменения во времени, то есть история возникновения проблемы. События, с которыми столкнулись менеджеры, их действия приводятся в том порядке, в каком они происходили на самом деле. Что важно: в кейсе формулируется проблема, которую должен был решить сотрудник. Особенностью является то, что информация может быть недостаточной, неоднозначной, ложной, то есть максимально приближенной к тому, какой ее видел менеджер. Решение надо принять в самый короткий срок, как настоящему руководителю: разработать комплексное решение проблемы и объяснить, почему оно является лучшим. Именно в такие условия попадают молодые люди, которые берутся за решение кейсов. Зато благодаря этому они с головой погружаются в атмосферу настоящего бизнеса и вырабатывают навыки решения реальных проблем из жизни предприятия. Интересно и то, что здесь они могут применить теорию на практике, причем знания эти могут быть из совершенно разных областей: маркетинг, бухучет, психология, стратегический менеджмент, банковская система и так далее.

Чаще всего кейсы решаются в командах, а значит, для достижения успеха участникам группы нужно работать сплоченно. Тем более командная работа являет-ся неотъемлемой частью деятельности любой фирмы. К тому же одна голова – хорошо, а две – лучше!

– Чтобы решить кейс, нужны определенные знания, причем в самых разных сферах. Если они есть – замечательно, если чего-то не хватает – можно “добрать” уже во время процесса, когда сталкиваешься с проблемой. На это дается несколько часов, во время которых участники могут пользоваться любой литературой, Интернетом – ничего не запрещается, – рассказывает представитель молодежного бизнес-клуба “Навигатор”, прогрессор направления case-study Дмитрий Бетехтин.

Кстати, именно “Навигатор” выступал организатором итогового турнира Республики Татарстан по решению бизнес-кейсов. К сожалению, соревнования не состоялись, их пришлось перенести на начало 2010 года в силу недобора команд. Как объясняет Дмитрий Бетехтин, активная молодежь участвует во всем, и иногда на некоторые встречи у нее просто не хватает времени. Тем более как раз в этот день (а турнир должен был состояться 13 ноября в НКЦ “Казань”) проходило несколько студенческих мероприятий.

– В соревнованиях может принять участие любой желающий, независимо от специальности. Главное, чтобы это были не взрослые люди, а либо студенты, либо молодые специалисты. В одном из турниров как-то участвовал взрослый специалист, с большим опытом работы в серьезных компаниях и на не менее серьезных должностях. Его презентация была превосходной, это было нечто. Она разительно отличалась от работ молодых команд своей яркостью, оригинальным и солидным подходом. К сожалению, мы не могли сравнивать его работу с остальными, это было бы нечестно, – отмечает Бетехтин.

– В основу кейсов всегда положены реальные события?

– Большинство кейсов основаны на реальных компаниях, событиях, людях.

– Разделяются ли они на какие-то виды, уровни сложности?

– Да, кейсы делятся на уровни сложности, которая различается по скрытности первопричинных факторов, что влияет на текущее состояние дел. Чем сложнее задача поиска и выделения глубинных причин, тем сложнее кейс.

– Какая главная цель стоит перед тем, кто взялся решить кейс?

– Ее выделить сложно. Для команды важно представить решение с пониманием и описанием того, что спрашивается в кейсе, что должно быть получено в “итоге” (решение), пути достижения “итогов”, а именно – какие затраты (денежные, временные, трудовые) необходимы для этого. Немаловажную роль играет и сама презентация ответа. Гениальность вашего решения может быть не раскрыта в выступлении, что не принесет победы.

– Есть ли определенные алгоритмы действий, методы?

– Четких и определенных (регламентированных) алгоритмов и методов нет. Они есть, но с точки зрения правильности мышления и построения цепочки рассуждений. Если у вас уже выработана некая схема мышления, используя которую вы получаете наилучшие результаты, то вы ею пользуетесь. Иначе мы поможем выработать ее.

– Как правильно решить кейс человеку, который делает это впервые?

– По регламенту встреч кейс решает команда, состоящая из 3-5 человек. Начинающим предоставляют маленькие, веселые и интересные задачки. Со временем задания усложняются, а с ними растет уровень участников и команды. Если же вы один, то вам обязательно помогут и подскажут. Если команда волею судьбы оказалась перед серьезным кейсом, не имея при этом опыта, то участникам придется вспомнить все, что они знают о принципах командной работы, межличностных отношениях, правилах распределения ролей и обязанностей, о многом другом.

– Как выглядит презентация ответа?

– Пятиминутное выступление с кратким изложением и обоснованием решения. Используются плакаты или презентации, оформленные при помощи Microsoft Office PowerPoint.

– Есть ли такое понятие, как “правильный ответ”? Или могут существовать несколько верных решений?

– Понятия “правильный ответ” как такового не существует. Может быть ситуация, когда кейс, предложенный участникам, уже решался более опытными людьми и их идеи получили подтверждение во времени. Но даже в таком случае выбирается наиболее яркое, реальное, обоснованное решение. Верных же может существовать несколько. Но победит лишь то, которое будет презентовано (оформлено) наиболее доступным, понятным языком.

– Есть ли люди, которые занимаются созданием кейсов?

– Да, есть. Это те, кто не первый год работает в компании, знает ее структуру. Они могут рассказать ситуацию или проблему, оформить ее в кейсы. Мы иногда берем готовые тексты из Интернета, учимся на них. Есть англоязычные, переводим их. Можем сделать и сами, так, написали такой на примере НКЦ им. Гайдара.

– А сложно самим их создавать?

– Да, это сложно. Надо прийти в компанию, договориться с руководством, узнать, какие у них проблемы происходили в последнее время. Было бы очень хорошо таким образом решать их реальные трудности. Если бы еще фирмы хотели сотрудничать в такой форме. В основном желания такого нет. Предприятия, конечно, бывают разные, но этим предложением интересуются только социально активные, которые заинтересованы в молодежи. Остальные же предпочитают профессиональные консалтинговые услуги.

Кстати, республиканский турнир, о котором мы писали выше, состоится примерно в конце января – начале февраля наступившего года. Принять участие сможет любой желающий, студент или молодой специалист. Желательно до 24 лет. Для этого надо лишь объединиться в команду, зарегистрировать ее, вооружиться нужными “инструментами” (тот же ноутбук, КПК, ватман, маркеры и так далее) – и вперед!

 

Как выбрать достойного кандидата?

Итак, описание проблемы.

Компания “Верные друзья” создавалась “с нуля”. Основатель и владелец Михаил Зарько начинал свой бизнес с установки окон, потом перешел к их производству. Михаил был предпринимателем от бога, мгновенно находил новые рынки, оценивал варианты, предлагал решения и заключал выгодные контракты. Но вот руководителем он оказался весьма посредственным: временами чрезвычайно резкий и даже грубый по отношению к людям, которые, как ему казалось, совершали ошибки.

В то же время он увлекался новыми людьми, приходящими в компанию, и они сразу попадали в разряд “любимчиков”. Любимчики имели “доступ к телу”, часами сидели в кабинете шефа, их предложения принимались без корректировок – “на веру”. Любую критику в адрес очередного любимчика шеф пропускал мимо ушей, сам он видел только достоинства, а негативные высказывания списывал на зависть недоброжелателей. Проходило полгода, и любимчик попадал в разряд “отработанной породы” и уже неделями не мог попасть в кабинет шефа. Даже вполне здравые и грамотные решения отвергались, все воспринималось с негативной точки зрения. “Что за ерунду он написал, посмотрите – это же бред!” – говорил Михаил, швыряя концепцию развития подразделения в корзину. Михаил не снимал трубку, переносил встречи, ссылаясь на занятость, и в конце концов бывшего любимчика увольняли. Такая участь, за редким исключением, ждала практически всех – средний срок работы руководителей в компании редко превышал год-полтора.

Хладнокровный и расчетливый в бизнесе, в отношениях с людьми Михаил был чересчур эмоциональным и взрывным. Он мог “под горячую руку” легко уволить даже отличного профессионала. И отговорить его от этого шага было невозможно, а просить пересмотреть решение – бесполезно. Подобрать нового сотрудника на место уволенного оказывалось не так просто. Вернее, подобрать – просто, а вот удержать или дать ему удержаться… Дела новичку, приведенному “по знакомству” одним из руководителей, передавать, как правило, было некому – за предшественником уже захлопнули дверь, и вот новичок ходил из кабинета в кабинет, пытаясь разыскать необходимую информацию, найти нужные договоры. Да еще и бюджет службы нужно срочно верстать, не войдя толком в курс дела. Результат был закономерно отрицательным. Приходилось новичка вскоре увольнять – “не тянул”. Работа была в полном “завале”, проблемы росли, как снежный ком, а спросить было не с кого. Но обсуждать поступки высшего руководства в компании было не принято.

Наступил октябрь 2008 года. Рынок изменился, рентабельность бизнеса резко упала. Компания еле-еле сводила концы с концами. Михаил стал склоняться к решению передать бразды правления в своем бизнесе наемному менеджеру. Но как выбрать кандидата? Как это сделать правильно?.. Подскажите.

При подготовке материала был использован сайт: http://www.e-xecutive.ru

 

 

Это поможет сделать бизнес лучше

Все большую популярность начало приобретать в последнее время понятие “консалтинг”. Открываются консалтинговые фирмы, в рекламах компаний в части оказываемой поддержки и помощи добавляются консалтинговые услуги. Так что же это за термин и что за ним кроется?

Консалтинг – деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, подбора персонала и так далее, вид профессиональных услуг, – говорится в известных справочниках по бизнес-терминам.

Отметим, что он решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, исследования и прогнозирования рынков сбыта. Если брать в общем, то это – анализ существующих бизнес-процессов клиента. Другими словами, консалтингом является любая помощь в решении той или иной проблемы, оказываемая внешними консультантами. Основная ее цель заключается в том, чтобы улучшить качество руководства, повысить эффективность деятельности компании в целом и увеличить индивидуальную производительность труда каждого сотрудника.

Востребованными в наибольшей степени сейчас стали услуги построения систем управления в организациях. Именно с такими заявками-просьбами обращаются многие клиенты в консалтинговые компании.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще