Кризис для руководителей любого звена – явление довольно полезное: он вынуждает их учиться считать деньги, снижать расходы, изыскивать необходимые ресурсы… В общем, перестраиваться на эффективное управление вверенной им собственностью. У одних этот процесс происходит быстро, у вторых – медленно, а третьи и вовсе используют последствия финансового коллапса для достижения личных целей. Но, когда дело касается государственного и муниципального имущества, вторых и третьих быть не должно, поскольку деньги от его реализации и аренды поступают в республиканский и местные бюджеты, а значит, идут на решение социально-экономических задач общества. Однако в минувшем году доходы от госсобственности снизились…
Реформирование вкупе с оптимизацией
По данным Министерства земельных и имущественных отношений РТ, сегодня общая площадь республиканской недвижимости составляет 6,5 млн. квадратных метров (производственные, непроизводственные и жилые здания), ее стоимость – более 118 млрд. рублей (без учета жилья, а это 0,5 млн. “квадратов”). Основная часть имущества – 70 процентов – закреплена за государственными учреждениями, коих в Татарстане 832. В последние годы количество ГУ сокращается, к примеру, на начало прошлого года их было 866. Связано это, прежде всего, с их передачей в муниципальную собственность (в соответствии с законодательством о местном самоуправлении), всего за последние годы муниципалитетам перешло 5091 учреждение. А также с ликвидацией и реорганизацией неэффективных министерских ГУ, к примеру, в автономные учреждения. Кстати, по числу АУ Татарстан лидирует в Приволжском федеральном округе, их у нас 451.
Что касается оптимизации госструктур, то, скажем, за последние несколько лет в республике провели комплексную инвентаризацию учреждений социального обслуживания населения. В итоге одни были объединены, другие – упразднены либо переориентированы на иные виды деятельности. Как сообщила заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Наталья Бутаева на предновогодней коллегии Минземимущества, на сегодня Татарстан обеспечен домами-интернатами для престарелых и инвалидов на сто процентов, в среднем 80-100 мест в них ежемесячно остаются свободными. Поэтому учреждения, не соответствующие санитарным нормам и правилам противопожарной безопасности, закрываются. Так, за два года ликвидировано четыре дома-интерната, и в планах Минсоцзащиты – закрыть еще пять. Но наряду с этим открываются новые, отвечающие современным требованиям.
Так, в 2008 году построено здание Чистопольского дома-интерната на 145 мест, возводится аналогичное учреждение в Елабужском районе на 123 места, и в наступившем году планируется ввести в строй новый интернат в Казани.
Но актуальной для республики, по мнению Натальи Бутаевой, остается проблема обеспеченности психоневрологическими интернатами. Сегодня функционируют пять учреждений такого профиля на 2377 койко-мест. И 50 человек с психическими расстройствами дожидаются своей очереди на размещение в этих домах. Кроме того, площади действующих учреждений не соответствуют нормативам – дефицит составляет 20 тысяч квадратных метров, причем многие здания уже давно обветшали…
И это все мое?
В последнее время контроль за использованием госсобственности со стороны Минземимущества ужесточился. По словам заместителя главы этого ведомства Сергея Демидова, в ушедшем году было проверено 120 республиканских учреждений в девяти муниципальных районах. И во многих организациях выявлены одни и те же нарушения. Во-первых, госимущество сносится, списывается, передается посторонним “хозяевам” без согласования с вышестоящими инстанциями. Во-вторых, сведения
о недвижимости не предоставляются в Реестр государственной собственности РТ, либо они подаются в искаженном виде.
– Иногда руководители учреждений даже не знают, какой объем имущества за ними закреплен! – возмущается Сергей Демидов. – Бывает, организация подает в реестр данные о том, что имеет несколько сотен квадратных метров площадей, хотя даже визуально понятно, что она владеет несколькими тысячами… А когда руководство такой структуры узнает “правду жизни”, то удивляется: мол, неужели это все мое?
В-третьих, не регистрируются права на оперативное управление имуществом.
В-четвертых, собственность эксплуатируется бездарно либо не используется вообще, занижаются ставки арендной платы.
– Так, в Казани имеется немало не используемых длительное время помещений, – констатирует заместитель министра. – Например, закрепленные за Минсоцзащиты здания (на улицах Дементьева и Лебедева) общей площадью 4,6 тысячи квадратных метров. Мы считаем целесообразным реализовать или сдать в аренду эти объекты. Другой пример. Пустуют помещения Казанского энергетического техникума по улице Спартаковской площадью 500 квадратных метров. Вместе с тем руководство Министерства образования и науки и самого техникума не соглашается с размещением в “необитаемом” здании мировых судей Вахитовского района Казани, которые вынуждены обитать в аварийном доме. Такое нерачительное отношение к государственному имуществу недопустимо.
Руководители Минзема уверены: необходимо усилить ответственность начальников учреждений – пользователей госимущества – за неэффективное управление госсобственностью, причинение убытков, предоставление недостоверной информации в реестр и так далее.
Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле Прокуратуры РТ Марат Шараев сообщил:
– Прокурорские проверки показали, что на сегодняшний день не все районы завершили формирование реестра муниципального имущества, оформили договоры на право оперативного управления учреждениями, переданными муниципалитетам.
Многие арендаторы занимают объекты госсобственности без заключения соответствующих договоров. В настоящее время Казанской прокуратурой проводятся проверки законности распоряжения столичного исполкома относительно того, что он дал “добро” на внесение строений детского оздоровительного лагеря, что в районе озера Лебяжье, и земельных участков под ними в уставный капитал одного из акционерных обществ. При этом лагерь находится в собственности республики, и какие-либо решения о его передаче в муниципальную собственность не принимались.
Кроме того, прокуратура Казани разбирается с одним из муниципальных унитарных предприятий, которое в обход законодательства о приватизации продало некой фирме принадлежавшие ему помещения, в частности ресторан, за четыре миллиона рублей, хотя его оценочная стоимость как минимум десять миллионов. Нарушений имущественного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления в процессе прокурорских проверок выявляется немало – только в 2009 году зафиксировано более ста случаев, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено свыше трехсот должностных лиц.
Доходность, увы, упала
За 11 месяцев ушедшего года в республиканскую и муниципальную казну от использования госимущества поступило 0,5 млрд. рублей (98 процентов от плана). А если расшифровать, то из них 80 процентов – в бюджет республики, остальное – в муниципалитеты (105 процентов). С муниципальной выручкой интересная картина вырисовывается: в Лениногорском районе план перевыполнили аж на 1826 (!) процентов, в Сабинском и Бугульминском – соответственно на 1623 и 1323 процента.
Между прочим, это официальные данные Минземимущества, прозвучавшие на вышеупомянутой коллегии. Так какими же мизерными должны быть показатели в других районах, если в среднем получилась цифра 105? Это к вопросу об умении (или желании) местных властей планировать сделки с муниципальным имуществом…
Невыполнение прогнозов по реализации государственных объектов специалисты Минзема объясняют, главным образом, падением цен на рынке недвижимости в начале прошедшего года, в связи с чем решением руководства республики была приостановлена продажа госимущества. Но к концу года ситуация изменилась – несколько объектов были реализованы по докризисным расценкам.
– Что касается долгов по аренде госсобственности, то они очень большие, особенно в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, – говорит министр земельных и имущественных отношений Азат Хамаев. – А снижение собираемости арендной платы связано, прежде всего, с общей экономической ситуацией в стране, поскольку мировой финансовый кризис затронул все сферы хозяйственной деятельности как малых предприятий, так и крупных компаний. Наши арендаторы в основном представители малого и среднего бизнеса. Анализируя ситуацию на арендном рынке, мы остановились на тех ценах, которые более-менее устраивают и арендаторов, и нас.
И помещения, которые раньше предоставлялись по 300-400 рублей за квадратный метр в месяц (в частности, на столичной улице Вишневского), пришлось сдавать за 220-250 рублей.
По словам Азата Хамаева, министерством предпринимаются определенные меры для того, чтобы повысить доходность гос-имущества и снизить затраты на его содержание. Например, планируется через татарстанский парламент выйти на Госдуму с законодательной инициативой не проводить торги при передаче в аренду помещений площадью до 20 квадратных метров. Ведь, допустим, в холле
Республиканской клинической больницы аренда одного квадратного метра принесет государству прибыль в пять тысяч рублей в год, а затраты на организацию аукциона по сдаче этого метра какому-либо предпринимателю обойдутся госпредставителю (то есть Минземимуществу) в десять тысяч. Кроме того, есть намерения “протолкнуть” поправки, исключающие процедуру торгов при продаже добросовестным предпринимателям арендуемой госнедвижимости…
В общем, кризис действительно пошел нам на пользу, ведь мы всерьез взялись за наведение порядка в сфере, которая долгое время оставалась “за кадром”.