Ходоков к сармановскому главе было немало, да и предложений не меньше. Мол, местная “Сельхозтехника” почила в бозе, здания пустуют, а тут столько земли. Отрезать от всех коммуникаций да разобрать. Как-то даже пришли с идеей разбить тут парк и построить пару игорных заведений: народ понесет сюда свои деньги, а казне какой-никакой доход будет. “Прибыль эта призрачная, – рассудил руководитель района, – а вот разрушить куда как проще, чем строить”. Тем более что Нафису Закирову с его богатым инженерным опытом было понятно, что в старые стены проще вдохнуть новую жизнь, если остались подведенные к зданию вода, отопление, свет. Тот осадный период местная власть пережила, а года три назад эту территорию начала обживать.
И выяснилось, что более чем кстати. Подоспели не самые лучшие времена, которые стали испытанием на прочность заложенного в районе фундамента новых хозяйственных отношений. А зональное совещание, которое под руководством Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина прошло в начале осени в Заинске, позволило еще раз оценить свои возможности, расставить приоритеты, сопоставить свои планы с опытом соседей.
– В большом городе какую-никакую работу найти можно, а как быть в деревне? Выход – в возвращении к истокам, – говорит глава Сармановского района Нафис Закиров. – Испокон веков деревня не только жила, но и город поддерживала тем, что выращивала на своем подворье.
Кризис заставил крестьянина вспомнить о том, что сельский двор всегда был самодостаточным. И как заметил глава парламента республики, именно сегодня появилась редкая возможность начать хозяйствовать, пользуясь помощью государства, предоставляющего льготные кредиты. С недоверием, но народ все же потянулся в банки, начал строить новые амбары, покупать технику, скотину.
Почему с недоверием? А возникает вопрос: куда девать то, что сейчас подрастает и “спеет” на подворьях? Будет ли возможность сбыть с таким трудом взращенное? Свою нелегким трудом заработанную копейку наш крестьянин считать умеет. И лучше легкомысленного горожанина понимает, что если и берешь чужие деньги, то отдаешь-то свои. Потому и приходилось властям убеждать селян брать то, что предлагает нынче государство, – кредиты на развитие личного подсобного хозяйства. Задача, признаться, не из легких. Главам сельских поселений пришлось на собственном опыте показывать, что в этом случае нет никакого подвоха. Личный пример стал самым убедительным аргументом; только так, с расчетами в руках, на примере своего хозяйства, каждый из них уговаривал своих земляков переступить порог банка.
Говорить о том, что полученным результатом местные власти довольны, пока не приходится. Уже то хорошо, что ожили опустевшие было подворья. Там, глядишь, за успешными первопроходцами потянутся и соседи.
– Тем более что в самом районе нет проблемы со сбытом сельхозпродукции, – говорит сармановский предприниматель Юрий Николаев. Он живет в райцентре и собирает молоко в девяти близлежащих селах. – Что касается молока, то в последнее время и в самом деле люди поактивнее его сдают. Тут дала знать и летняя “президентская” надбавка, очень жаль, что теперь дотации не будет. Эти деньги были хорошим стимулом для сельчан. Сам я на развитие ЛПХ взял уже второй по счету кредит. Сегодня у меня двенадцать голов КРС, из которых четыре – коровы. Думаю и землю взять.
Таких, как Николаев, в районе одиннадцать предпринимателей. Работы, как рассказывает работающая вместе с Юрием его жена Рузалия Тузеева, хватает каждому, успевай крутиться. Только летом эта супружеская пара собирала ежедневно по три тонны молока, сейчас поменьше, но ежедневный маршрут остался прежним. Ведь деревенским удобно сдавать молоко прямо у ворот своего дома.
С молоком – понятно, а вот куда девают сармановцы мясо забитого скота? А тут простора для “творчества”, как оказалось, немало. Вернемся к заброшенной “Сельхозтехнике”, которую глава не отдал на растерзание. Три года назад пригласил он сюда успешного предпринимателя из Челнов, сармановца родом. У Ильдара Зайнуллина к этому времени сформировалась сеть магазинов, в том числе и на юго-востоке республики. А торговал он пельменями.
– Почему бы самому не производить эту продукцию? Этим вопросом глава меня просто огорошил, – признается Ильдар Равилевич, проводя для нас экскурсию по цехам кооператива “Сарман-Мясо”. – Но огляделся, приценился и понял, что выгода налицо. Попробуй сейчас заново построить здание, только на подведении коммуникаций разоришься. Практически три года обустраивали мы эти помещения, чтобы все соот-ветствовало требованиям современного перерабатывающего производства.
Результат высоко оценил министр сельского хозяйства Марат Ахметов, недавно побывавший тут. Планку кооператив взял высокую и снижать ее не намерен. Самое же важное то, что у сармановцев теперь есть возможность сдавать мясо, минуя перекупщиков, по цене куда выше, чем предлагали заезжие заготовители. А кроме стимула выращивать скотину на подворьях, новый кооператив дал району тридцать рабочих мест. С пуском весной колбасного производства будет еще столько же.
По соседству расположился еще один новый для Сарманова производитель. Это завод минеральных вод, недавно пущенный в строй. О нем мы еще расскажем нашему читателю. А пока же отметим, что производство уникально тем, что здесь выпускается вода только высшей категории, для производства которой используются уникальные агрегаты и новейшие технологии. Тут уже нашли работу полсотни сармановцев, средняя заработная плата – 12 тысяч рублей.
– Мы не случайно вложили средства именно в этот район, – признается директор предприятия Владимир Ильченко. – Позиция местной власти заключается в создании благоприятных условий для инвестора, отношения открытые и честные. А что еще нужно предпринимателю, готовому рискнуть своим капиталом?
Именно по этой причине в Сарманове оказался и Василий Тузов из далекой Ивановской области. Приехал в гости к детям, живущим в Набережных Челнах, те повезли отца в соседний район.
– Очень мне Сарманово понравилось, – признается Василий Андреевич.- Решил здесь дом приглядеть, а заодно и собственное дело завести. Вот и пошел напрямик к главе. Принял меня, долго беседовали, сказал, что поможет.
В результате открылся цех по изготовлению рабочих перчаток, который дал тринадцать рабочих мест. Вязальщица Алсу Салахутдинова довольна: зарплата до восьми тысяч рублей.
И Манафхан Абдуллаев из далекого Таджикистана по той же причине обосновался именно в Сарманове. Власти помогают на ноги встать, говорит он. Так что в умиравшей было деревеньке теперь раскинулись его теплицы, которые не только дают круглый год зелень, но и рабочие места сармановцам.
– После того заседания в Заинске мы провели такое и у себя в районе, чтобы еще раз оценить свои действия на фоне республики, – говорит глава района Нафис Закиров. – И не просто оценить, а с учетом опыта других районов увидеть свои, в первую очередь, узкие места. Мы берем на заметку любое, даже самое мелкое, предприятие. Будь то перчаточное производство Тузова или производство сельхозтехники нашего знаменитого агрария Андриянова, который наладил выпуск дискаторов в том же здании бывшей “Сельхозтехники”, создав больше десятка рабочих мест.
Практически с нуля в здании пустого складского помещения начинал и Фарит Закиев, на чьем предприятии по изготовлению металлоконструкций теперь работают восемь человек. Здесь и печи для бань, и ворота смастерят, и рефрижератор отремонтируют.
Таких примеров в далеком от столицы сельском районе немало. Здесь некогда оглядываться на кризис.
– Ох, времени нет про этот кризис думать, – признаются супруги Расим и Миляуша Ашрафуллины из села Юлтемирово. – У нас земли больше ста гектаров, там столовую свеклу выращиваем, еще 20 гектаров под картофелем. Да 70 голов свиноматок и 15 крупного рогатого скота, из них восемь – дойные коровы. И самим работы хватает, и еще двадцать человек работой обеспечиваем. Так что некогда нам жаловаться, работать надо.