В транспортный комплекс приходят инновации

Как известно, в своем Послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Медведев поручил Правительству в 2010 году внедрить новые, в том числе электронные технологии торгов в сфере строительства…

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Как известно, в своем Послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Медведев поручил Правительству в 2010 году внедрить новые, в том числе электронные технологии торгов в сфере строительства, а также привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами.

В ноябре на заседании Президиума Государственного Совета по вопросу инновационного развития транспортного комплекса руководителем государства были обозначены основные задачи, которые предстоит решить российским транспортникам в сфере инновационного развития отрасли. В том числе, по мнению Президента, необходимо создание стимулов для применения передовых технологий как в строительстве, так и при эксплуатации транспортной инфраструктуры. Этой теме была посвящена и прошедшая на днях коллегия Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ “Инновации в транспортном комплексе Республики Татарстан”.

Открывая заседание коллегии, министр Геннадий Емельянов призвал выступающих не зацикливаться на малосущественных деталях, а сконцентрировать внимание на стратегических моментах инновационной деятельности, внедрения новейших методов работы транспортного комплекса.

Как было отмечено, в прошлом году Правительством страны утвержден ряд ключевых документов, в которых сформулированы цели и задачи транспортной отрасли на среднюю и долгосрочную перспективу. Начались определенные изменения и в развитии транспортного комплекса Татарстана. Заявки на закупки и продажи все курируемые Минтрансом предприятия размещают на республиканской электронной торговой площадке. С марта этого года начала работать единая электронная товарно-информационная система, аналогов которой пока нет ни в одном субъекте России.

Наша республика находится в самом сердце России, а значит, является одним из ее крупных транспортных узлов. Разумеется, это должно быть сильнейшим стимулом для развития транспортной отрасли. Какие же инновации в своей сфере предлагают татарстанские транспортники?

Грузовладельцы наверняка оценили открытие на территории республики индустриального парка “Биек Тау”- крупнейшего в Приволжском федеральном округе производственно-логистического комплекса мирового уровня. Проектная мощность объекта составляет 260 тыс. кв.метров и позволяет разместить здесь самые современные высокотехнологичные производственные линии, а также обрабатывать до 9,5 млн. тонн грузов в год. Реализация проекта позволит создать 2,5 тысячи новых рабочих мест. Не менее важным событием можно считать и появление логистического комплекса “Q-Park Казань”, что неподалеку от международного аэропорта “Казань”.

Первая фаза складского комплекса имеет площадь 83 тыс. кв. метров и отвечает самым высоким стандартам. Объект уже пользуется спросом у международных компаний – среди его арендаторов такие фирмы, как Schneider, McDonalds и Michelin.
Ведется реконструкция основных воздушных ворот Татарстана – международного аэропорта “Казань”. До октября 2010 года здесь планируется завершить строительство аэровокзала европейского уровня пропускной способностью 1,2 миллиона пассажиров в год. В перспективе он готов принять авиалайнеры более 50 авиакомпаний разных стран.

Реализуется проект Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, который позволит обрабатывать проходящие грузы речного и железнодорожного транспорта. На транспортных предприятиях республики активно разрабатываются и внедряются стандарты качества обслуживания пассажиров в соответствии со стандартами ICO 9001-2000.

Пожалуй, самые показательные результаты в сфере транспортного обслуживания – у республиканских дорожников. Самый придирчивый согласится с тем, что за последние несколько лет республиканские дороги качественно весьма существенно улучшились, да и средств на ремонт созданные с применением новых технологий автотрассы требуют в разы меньше. Наибольшее количество инноваций применяется в методиках ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений – 35 процентов от общего количества. На прогрессивные дорожно-строительные материалы приходится 25 процентов инноваций, на новые технологии содержания дорог – 22 процента. Новые средства инженерного оборудования и обустройства автомобильных дорог составляют 10 процентов инновационных проектов, а развитие информатизации и связи в дорожном хозяйстве – 8 процентов.

Наиболее перспективные и значимые инновационные проекты для нужд дорожной отрасли Татарстана транспортники разрабатывают и реализуют в связке с нефтяниками – не использовать в дорожном строительстве столь мощный ресурс, как нефть, которым одарила нашу республику природа, было бы не по-хозяйски. У дорожников есть надежда, что “Татнефть” поддержит проект строительства нефтебитумного завода производительностью 150 тыс.тонн битума на Ашальчинском месторождении.

Новые технологии, в первую очередь разработка специализированных добавок, внедряются в процесс повышения устойчивости основного дорожного покрытия – асфальтобетона.

Что же касается транспортного комплекса республики, то в уходящем году инновационная политика была ориентирована здесь на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов и оборудования, навигационных систем. Основная цель – формирование единого транспортного пространства республики на базе его сбалансированного развития.

Так, внедрение в управлении и оказании электронных услуг на автомобильном транспорте инновационной “системы автовокзал” привело к быстрому экономическому эффекту за счет увеличения коэффициента наполняемости автобусов и пассажиропотока по рейсам. Существенно повысилось качество обслуживания за счет исчезновения очередей в кассы и предоставления дополнительного спектра услуг. Полная информированность руководства предприятий в режиме реального времени позволила принимать оперативно грамотные решения, а объединение удаленных касс и автовокзалов позволило внедрять системы бронирования услуг.

В нынешнем году открыт новый аэродром малой авиации в Лаишевском районе и пополнен самолетный парк малой авиации на пять самолетов полностью за счет привлеченных средств. К слову сказать, мы действительно пока очень слабо используем ресурсы малой авиации, тогда как в мире ее преимущества оценены высоко. Достаточно сказать, что в большинстве развитых стран число единиц малой авиации в сотни раз превышает количество больших воздушных судов.

Подводя итоги состоявшегося на коллегии разговора, Геннадий Емельянов еще раз подчеркнул: транспорт является системообразующей отраслью, которая не только обеспечивает перевозки грузов и пассажиров, но и служит мощным катализатором промышленного роста, создавая спрос на высокотехнологичную продукцию различных сфер народного хозяйства. А потому инновации в транспортном комплексе – явление не только очевидное и закономерное, но и крайне необходимое.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще