Какие сюрпризы готовит либерализация рынка электроэнергии
С 1 января 2011 года российский оптовый рынок электроэнергии и мощности будет либерализован, то есть торговля этой специфической продукцией станет осуществляться полностью без государственного регулирования цен. Либерализация таит в себе немало рисков, о которых многие промышленники пока предпочитают не думать. И напрасно. Времени до часа “икс” осталось очень мало… К чему готовиться потребителям? С этим вопросом мы обратились к директору ОАО “Татэнергосбыт” (которое является гарантирующим поставщиком для потребителей нашей республики) Марату Минибаеву.
– Прежде всего нужно быть готовыми к тому, что изменится сама схема закупки электроэнергии на оптовом рынке, – говорит Марат Файзрахманович. – Если сегодня по свободным ценам продается около 50 процентов энергии, то с 1 января 2011 года мы полностью перейдем на расчет с потребителями по нерегулируемым тарифам, формируемым по итогам работы на оптовом рынке электрической энергии и мощности в соответствии с решением Правительства РФ. Это не касается только населения – оно по-прежнему будет оплачивать энергию по установленным государством тарифам.
– Надеемся, нерегулируемый тариф не значит – непредсказуемый?
– Это не совсем так. Нерегулируемый тариф формируется как сумма из средней стоимости единицы электрической энергии (цены, сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц), тарифов на услуги по передаче электроэнергии, регулируемых органами государственной власти, и сбытовой надбавки. Стоимость единицы энергии изменяется и сегодня, будет – и в последующем. Она зависит от цен, по которым сбытовая компания покупает электрическую энергию на оптовом рынке. Та же ситуация с ценой на мощность: есть часть регулируемая и часть нерегулируемая – реальная, которую мы покупаем на оптовом рынке.
Таким образом, если регулируемую цену формирует для потребителя регулирующий орган, то нерегулируемую – оптовый рынок на основе конкурентных, рыночных механизмов. К тому же в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса происходит падение электропотребления, что также может повлиять на нерегулируемые цены.
– Оптовый рынок электроэнергии и мощности появился в России сравнительно недавно. В чем особенность работы на нем?
– Это, по сути, та же самая биржа, на которой представлены два вида товара: энергия и мощность. Конкурентные механизмы предусматривают торговлю электроэнергией по нерегулируемым ценам, которая осуществляется посредством свободных двусторонних договоров, торговлю на краткосрочном конкурентном рынке с поставкой на следующие сутки (рынок “на сутки вперед”), а также на балансирующем рынке (рынок отклонений). Цены на рынках “на сутки вперед” и балансирующем формируются на основе спроса и предложения, рассчитываются коммерческим оператором оптового рынка – администратором торговой системы (Москва) и размещаются на соответствующем официальном сайте. Цена формируется на каждый час суток. Главная задача – максимально точно спланировать почасовой объем электропотребления при подаче заявки, на основании которой производится закупка определенных объемов электроэнергии. Иначе недостающую часть энергии придется покупать на балансирующем рынке по невыгодной цене, у более дорогих поставщиков.
Сегодня Татэнергосбыт, являясь гарантирующим поставщиком потребителей Татарстана, осуществляет планирование почасового электропотребления. Данные величины фиксируются в ценопринимающей заявке, при формировании которой производится закупка данного объема на рынке “на сутки вперед”.
Покупатели и генерирующие компании ежедневно подают свои заявки в торговую систему. Формируются так называемые кривые спроса и предложения. И рассчитывается средняя цена поставки-покупки на рынке “на сутки вперед” на каждый час суток. Расчет автоматизированный, производится администратором торговой системы.
– На ваш взгляд, какие мероприятия нужно провести крупным компаниям-потребителям, чтобы достойно встретить либерализацию? Если они не подготовятся, чем это грозит?
– У потребителя, присоединенная мощность которого составляет 750 киловольтампер и выше, есть возможность стать самостоятельным полноправным участником оптового рынка, то есть самому формировать свои ценопринимающие заявки, участвовать в торгах и, соответственно, нести финансовые риски в случае неточного планирования почасового электропотребления своего предприятия. Также такие компании могут перейти на почасовой расчет за потребленный объем электроэнергии, тем самым снизить затраты за использованную электрическую энергию и уйти от рисков, возникающих при работе на оптовом рынке. Для потребителей, с точки зрения управления собственным процессом покупки электроэнергии, это самый рациональный шаг. В этом случае они будут иметь возможность подавать своей сбытовой компании прогноз почасового электропотребления. Таким образом, они смогут управлять своим спросом. Скажем, в часы пиковой нагрузки на оптовом рынке могут разгрузить собственное производство, и наоборот.
Хотя такое доступно лишь тем компаниям, у которых есть реальная возможность управления производственным процессом. У большинства предприятий – постоянное действующее производство, функционирующее и днем, и ночью, с одинаковым объемом потребления энергии. Для них по большому счету важнее результаты работы сбытовой компании на оптовом рынке. Если сбытовая организация сработала хорошо – “попала” в объемы, купила выгодно, соответственно, это хороший результат – цена будет приближена к среднерыночной.
Либерализация вызывает беспокойство прежде всего в связи с отсутствием фиксированной цены на электроэнергию. В принципе, со сбытовой компанией может быть заключен договор на поставку электрической энергии по какой-то фиксированной цене на весь год. Подобно тому, как формируются обычные отношения по договору поставки леса, металла и так далее. В течение года все это продается по одной цене.
Вообще, универсального совета для всех потребителей не существует. Хотя безусловным является то, что сейчас выгоднее переходить на систему почасового планирования. В этом случае, по крайней мере, появляется реальная возможность управлять процессом приобретения электрической энергии.
– Что конкретно нужно сделать потребителям, чтобы подготовиться к почасовому планированию?
– Главное требование для точного почасового планирования – наладить систему учета электроэнергии. Она должна иметь в своем составе интервальные счетчики, обеспечивающие почасовой учет объемов электропотребления. Для точного планирования, а также выдерживания спрогнозированного ранее профиля нагрузки важно знать и свое фактическое потребление в реальном времени. Это может обеспечить автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Сейчас мы работаем над этим совместно с Центром энергосберегающих технологий РТ. Кроме того, ТатТАИСЭнерго занимается установкой АСКУЭ.
– Скажите, уже есть случаи заключения фиксированных договоров с промышленными предприятиями?
– Пока нет. Те сбытовые организации, которые начнут внедрять это первыми, окажутся в выигрыше. Дело в том, что сегодня на рынке цена очень непредсказуема. По большому счету, от чего все зависит на рынке? От предложения поставщиков, которое, в свою очередь, зависит от структуры цен на топливо, вида топлива, по какой цене его покупают, в итоге эта цена и влияет на стоимость электроэнергии, которую они поставляют. Поэтому предугадать заранее, по каким ценам вы будете покупать электроэнергию на рынке, очень трудно.
Заключая двусторонние фиксированные договоры, каждый понимает, что цена может измениться, и поэтому стороны максимально стараются вложить в эти цены свои риски. Одно предприятие, которое будет заключать договор, может предполагать, что когда-то на рынке цена будет дороже, а оно связано с этой фиксированной ценой, поэтому будет стараться ее завысить. Другое, наоборот, предполагает, что цена может сложиться дешевле, и будет стараться стоимость договора снизить.
Но сегодня, к сожалению, на оптовом рынке еще не созданы инструменты хеджирования (страхования) рисков, которые действуют на других биржевых площадках. Например, заключая договор на товарно-сырьевой бирже на поставку, условно говоря, зерна, вы можете тут же заключить обратный контракт, по которому кто-то у вас это зерно выкупит. То есть хеджировать, снизить свои риски. Думаю, что со временем это направление будет обязательно развиваться и на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Потому что потребителю выгоднее работать с предсказуемой сбытовой организацией, которая реально будет заботиться об интересах своего потребителя – делать все возможное для снижения цены, искать на рынке поставщиков наиболее дешевой энергии.
Но чудес от рынка ждать не стоит – предприятий, готовых продавать электроэнергию и мощность по демпинговым ценам, как правило, нет. Необходимо учесть, что сегодня на рынке покупают у генераторов отдельно киловатт-часы и мощность. Покупка мощности – это плата за то, что поставщики держат для нас генерирующее производство в рабочем состоянии, чтобы мы могли рассчитывать на то, что в любой момент приобретем необходимый объем энергии.
– Марат Файзрахманович, вы упомянули о том, что предприятия мощностью 750 киловольт-ампер могут самостоятельно выходить на рынок. И много в Татарстане таких компаний?
– Немного, но есть. Необходимо иметь в виду, что с самостоятельным выходом на рынок связано очень и очень много рисков. Во-первых, сама процедура организации выхода на рынок уже предполагает определенные затраты. Но самое главное то, что в этом случае предприятия при неточном планировании почасового электропотребления оплачивают отклонения по более высоким ценам. Как показывает опыт наших крупнейших потребителей, достаточно точно формирует план почасового электропотребления только “Татнефть”.
А сбытовую организацию в чем-то можно сравнить с паевым фондом на фондовом рынке. Зачастую игроки такого рынка сами не торгуют, а доверяют свои финансовые средства паевому фонду, обещая какой-то доход по окончании определенного периода. Наше взаимодействие с потребителями складывается подобным образом. Мы представляем их интересы на оптовом рынке. Даже если у компаний есть все возможности самостоятельно покупать энергию на рынке, многие предпочитают делать это через сбытовые организации. Сегодня на российском оптовом рынке работают 49 сбытовых предприятий, 93 гарантирующих поставщиков и лишь 21 самостоятельный покупатель – крупные потребители.
– Какие штрафы предусмотрены на оптовом рынке?
– Во-первых, штрафы за просрочку платежей, которые должны вноситься авансом – четыре раза в месяц. Также за это начисляются пени, сравнимые со средней ставкой рефинансирования Центробанка России. Например, нам один день просрочки обходится в 60-100 тысяч рублей. Чем больший в обороте объем электроэнергии, тем выше штрафы. Поэтому так важно, чтобы наши потребители – юридические и физические лица – вовремя расплачивались за используемую энергию, которая в противном случае может сильно подорожать.
Крупные потребители, желающие самостоятельно работать на рынке, должны помнить о том, что они обязаны жестко соблюдать платежную дисциплину. Если просрочка допускается дважды, то с рынка “на сутки вперед” могут вытеснить на балансирующий рынок, тогда придется покупать объемы электроэнергии, оставшиеся после других покупателей, – дороже в среднем процентов на 30. “Платежеспособная” история формируется быстро, очень скоро узнают, насколько вы надежный плательщик.
– Словом, репутацию можно легко подорвать.
– Совершенно верно. А с потерей репутации можно лишиться и статуса субъекта оптового рынка. Например, в октябре три сбытовые компании – “Донэнергосбыт”, “Ростовэнергосбыт” и частная организация “ОРЭМ” – лишились такого статуса. Правда, благодаря вмешательству Минэнерго он был восстановлен, поскольку в регионах этих гарантирующих поставщиков могли возникнуть социальные проблемы. А компания, которая лишается статуса субъекта оптового рынка, автоматически теряет и “должность” гарантирующего поставщика. И это может вызвать перебои в поставке электроэнергии.
– У вас есть прогноз, сколько в 2011 году будет энергосбытовых организаций в Татарстане?
– Я знаю, что сейчас компании “Российские железные дороги” и “Северо-Западные магистральные нефтепроводы” (входит в структуру корпорации “Транснефть”) организуют отдельные энергосбытовые структуры. В принципе, таких организаций может быть сколько угодно. Рынок свободен. И потребитель вправе выбрать любую из них. Не обязательно, чтобы она располагалась именно в республике, ее офис может находиться и в Москве, и в других городах. Главное, чтобы были выполнены определенные технические требования.
– Как будет формироваться цена на рынке в 2010-2011 годах?
– Думаю, цены не упадут, но и заметно не повысятся, потому что генерирующие компании должны продать всю свою продукцию, чтобы окупить производственные затраты. К тому же сейчас объемы потребления электроэнергии сильно не растут. Некоторые предприятия только-только начинают выходить из кризиса, у многих объемы производства существенно упали. По идее, если в целом по России уменьшается потребление электроэнергии, то и цена на нее должна снижаться. Этого не происходит только из-за обязательных рыночных закупок дорогой мощности сбытовыми организациями.
Ситуацию может изменить рынок системных услуг, который, возможно, запустится со следующего года. Системные операторы этого рынка будут выполнять функции “дирижеров”, то есть диспетчеров. И в зависимости от того, какая ситуация складывается в регионах, будут давать команду одним генераторам – загрузиться, другим – разгрузиться. При недавней аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, когда крупный поставщик электроэнергии полностью вышел из строя, потребители, безусловно, пострадали. Чтобы подобного не допустить, и создается рынок системных услуг, операторы которого обязаны минимизировать неприятные последствия – дозагрузить электростанции, находящиеся в определенном узле, чтобы они выдали необходимый объем электроэнергии. К такой работе будут привлекаться наиболее дешевые “дирижеры”, которые также станут конкурировать между собой. Вот тогда возникнет вероятность уменьшения цены на электрическую энергию.
Светлана СОКОЛОВА.