Коллегия Счетной палаты РТ рассмотрела результаты проверок использования бюджетных средств в Актанышском и Лениногорском муниципальных образованиях республики.
В Актанышском районе ревизорами установлено нарушений на общую сумму 134,7 млн. рублей, из которой 5,5 млн. рублей составило нецелевое использование средств. Так, 2,3 млн. рублей, выделенных в 2007 году на капитальный ремонт жилых домов, фактически было затрачено на ремонт административного здания исполкома Актанышского сельского поселения.
Как отметил аудитор Сергей Колодников, по одному из фактов нецелевого использования исполкомом района средств бюджета в отношении этого учреждения, его руководителя и главного бухгалтера составлены административные протоколы, которые направлены мировым судьям для рассмотрения.
В Лениногорском районе объем выявленных нарушений составил 162,5 млн. рублей, из них устранено в ходе проверки 2,7 млн. рублей. Допущено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 3,7 млн. рублей. По фактам нецелевого использования составлено 18 протоколов об административных правонарушениях.
По мнению аудитора Ильнура Мубаракова, финансовая помощь из бюджета республики не всегда используется эффективно. Так, выделенные на образование 12 млн. рублей в течение двух лет оставались неосвоенными.
Во время контрольных мероприятий в муниципальных районах наибольшая доля выявленных нарушений, как правило, связана с размещением муниципального заказа. Результаты данных проверок не стали исключением.
В Лениногорском районе из общей суммы нарушений 106,2 млн.рублей приходятся как раз на процедуры с оформлением и размещением муниципальных контрактов. Выявлены также факты размещения заказов на закупку продуктов питания по ценам выше розничных в торговой сети Лениногорска. В 2008 году цены в муниципальных контрактах на куриные яйца оказались выше розничных на 28%, на сливочное масло – на 35%, сахарный песок – на 32%, гречку – на 15% за кг. Таким образом, даже если бы управлением образования эти продукты закупались в розницу, экономия бюджетных средств была бы значительной.
Приведенные примеры указывают на отсутствие механизма формирования начальных цен, что приводит к дополнительным расходам бюджетных средств, считает Ильнур Мубараков.
В Актанышском районе за последние два с половиной года из местного бюджета на оплату контрактов, заключенных с нарушением установленной процедуры по выбору поставщиков и подрядчиков, затрачено около 93 млн. рублей. В этот же период бюджет района недополучил более миллиона рублей за аренду земель и муниципального имущества. Правда, по словам аудитора, районной Палатой имущественных и земельных отношений принимаются меры по взысканию недоимки и эта претензионно-исковая работа с недобросовестными арендаторами должна принести результаты.
В Лениногорском районе потери местной казны оказались еще более существенными: здесь при использовании и реализации муниципальной собственности бюджет недосчитался 18,4 млн.рублей. Установлены факты занижения ставок арендной платы за пользование муниципальным имуществом и землей. Так, ООО “Шифа”, получив в аренду участок для размещения производственных объектов, открыло торговый комплекс, с которого должна взиматься более высокая арендная плата. Разница не в пользу бюджета составила 1,2 млн. рублей. С собственником производственной базы договор аренды вообще не был заключен. В результате местный бюджет недополучил более 2 млн. рублей.
В нарушение антимонопольного законодательства отдельным юридическим лицам предоставлялись льготы и освобождение по арендной плате, что привело к недопоступлению денежных средств в размере 3,9 млн. рублей.
Кроме того, реализация отдельных объектов недвижимого имущества производилась без земельных участков, на которых они расположены. В последующем эти участки выкупались новыми собственниками по льготной цене, хотя изначально должны отчуждаться по рыночной стоимости. По такой схеме три земельных участка с кадастровой стоимостью 5,2 млн. рублей фактически были выкуплены за 466,4 тыс. рублей, то есть бюджет района получил средств в одиннадцать раз меньше.