По просьбе редакции министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин комментирует ход рассмотрения проекта бюджета-2010 в парламенте республики
– Радик Рауфович, в Госсовете республики активно обсуждаются параметры бюджета-2010, уже принятого в первом чтении. Каким все-таки будет главный финансовый документ?
– Прежде чем дать характеристику бюджета на 2010 год, необходимо сказать несколько слов о том, как исполняется бюджет нынешний. Ведь в основе будущего бюджета лежат показатели текущего его исполнения. На этой же основе прогнозируется социально-экономическое развитие республики. В числе его основных показателей – валовой региональный продукт, фонд заработной платы, объем прибыли, валовая продукция промышленности, сельского хозяйства, уровень безработицы, средней заработной платы и масса других параметров.
Таким образом, в основе будущего бюджета заложены параметры текущего исполнения бюджета, которые хотя и отличаются определенной равномерностью и устойчивостью в течение десяти прошедших месяцев, но в то же время уступают в объемах аналогичному периоду 2008 года.
За десять месяцев 2009 года в консолидированный бюджет республики мы мобилизовали 73 млрд. рублей собственных доходов, что меньше прошлого года на 28 млрд. рублей, или на 28 процентов. В бюджет республики мобилизовано 54 млрд. рублей, тут отставание 26 млрд. рублей, или 33 процента, от уровня прошлого года.
Принятый в бюджете дефицит, то есть разрыв между плановыми доходами и плановыми расходами, очень большой и превышает 20 млрд. рублей. В процессе исполнения бюджета этот дефицит нам не удается закрыть собственными доходами, поэтому мы вынуждены привлекать долгосрочные кредиты из федерального бюджета.
Из приведенных цифр видно, что в настоящее время свои расходные потребности в полной мере собственными доходами нам удовлетворить крайне сложно. Естественно, что проблемы 2009 года непосредственно отразятся на бюджете 2010 года.
В связи с этим бюджет 2010 года направлен на экономное и эффективное расходование средств и в основном включает в себя объемы, необходимые для нормального функционирования бюджетной сферы – учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания. Объемы расходов капитального характера – минимальны.
Традиционно бюджет имеет социальную направленность. При его рассмотрении депутаты в первую очередь обращают внимание на обеспечение средствами социальных вопросов. Вот и в отношении бюджета на 2010 год можно сказать, что большая его часть, две трети его объема, направляется на финансирование социальной сферы республики.
В целом его параметры таковы: доходы – 66 млрд. рублей, расходы – 78 млрд. рублей, дефицит – 12 млрд. рублей. Прогнозируемый объем консолидированного бюджета по доходам – 88 млрд. рублей, по расходам – 100 млрд. рублей.
– В последние две недели после первого чтения депутатами, фракциями, комитетами готовились поправки к бюджету-2010. 23 ноября они обсуждались на заседании Комитета по бюджету, налогам и финансам. Нашим читателям интересно узнать, какие поправки внесены депутатами Госсовета.
– По сути, обсуждение проекта бюджета началось еще в первом чтении, когда депутаты в своих вопросах и выступлениях обозначили те или иные проблемы, рассказали о своем видении параметров бюджета. Правительство внимательно изучило предложения депутатов, рассмотрело возможность их реализации в условиях кризиса и ограниченности доходов. Свои предложения мы представили Президенту республики, получили по ним одобрение и от Правительства РТ внесли ряд поправок в Государственный Совет. Таким образом, среди поправок депутатов имеются и поправки Кабинета Министров. Все они направлены на реализацию дополнительных мер социальной поддержки населения и бюджетных учреждений.
Что касается поправок к бюджету, внесенных непосредственно депутатами, то их количество составляет 75. В денежном выражении их общая сумма превышает 5 млрд.рублей.
В целом депутатский корпус серьезно подошел к рассмотрению законопроекта и внес много содержательных поправок, направленных на решение жизненно важных вопросов финансирования бюджетной сферы. Вместе с тем были поправки, мягко говоря, с незначительной смысловой нагрузкой. Например, поправка о выделении дополнительных средств на содержание централизованной бухгалтерии Министерства здравоохранения, или на “Оказание других (?) видов помощи населению”.
Хочу отметить, что сам факт внесения поправок, по моему мнению, еще не говорит о том, что та или иная проблема депутатом досконально изучена. Например, Комитет по экологии, природопользованию и аграрным вопросам (председатель В.П.Васильев), Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению (председатель В.Н.Липужина), Комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству (председатель М.Г.Галеев), Комитет по бюджету, налогам и финансам (председатель М.А.Гадыльшин) поправки не оформляли, но на своих заседаниях и в решениях высказали в адрес разработчиков бюджета много интересных предложений перспективного характера. Само собой разумеется, что эти перспективные предложения помогут нам при исполнении бюджета в будущем году и позволят сформировать еще более эффективный бюджет на 2011 и последующие годы.
Учитывая значительный объем внесенных другими депутатами поправок и максимальный размер дефицита, Комитет по бюджету, налогам и финансам крайне взвешенно подошел к рассмотрению каждой поправки с целью сохранить сбалансированность бюджета.
Завершая данную тему, хочу отметить, что в текущем году депутаты с пониманием подошли к рассмотрению бюджета в условиях кризиса и ограничились минимальным количеством поправок, отражающих самые проблемные вопросы финансирования. Хочу выразить благодарность депутатскому корпусу за внимательное и заинтересованное рассмотрение бюджетных вопросов.
– На предыдущем заседании Госсовета Президент Татарстана Минтимер Шаймиев особо обратил внимание депутатов на вопросы подготовки и проведения празднования 65-й годовщины Великой Победы и на вопросы обеспечения жильем детей-сирот. Какие средства закладываются в бюджет-2010 на эти цели?
– Что касается обеспечения жильем детей-сирот, то по данной позиции принято однозначное решение – финансировать ее даже в условиях кризиса. Поправками ко второму чтению на эти цели будет запланировано выделение 50 млн. рублей, и в дальнейшем этот механизм не должен останавливаться. Одновременно мы должны продолжить работу по обеспечению софинансирования данного вопроса из федерального бюджета.
Средства на празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне предусмотрены на 2010 год в полном объеме. Кроме выделения единовременной материальной помощи участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, в жизнь будет претворен обширный план подкрепленных денежными средствами мероприятий, ответственными за которые назначены практически все республиканские министерства и ведомства, общественные организации.
– Радик Рауфович, ранее вы говорили, что в бюджете республики на 2010 год учтена передача расходных полномочий из федерального бюджета. О каких полномочиях идет речь? И остановились ли федеральные органы в своем стремлении расширить список передаваемых субъектам РФ дополнительных расходных полномочий после принятия федерального бюджета во втором чтении?
– Действительно, в соответствии с федеральными решениями мы были вынуждены включить дополнительно в расходы бюджета республики на 2010 год мероприятия по летней и зимней оздоровительной кампании детей и подростков, компенсации части родительской платы за посещение детских дошкольных учреждений, оплаты жилищно-коммунальных услуг льготными категориями населения. До 2009 года эти расходы финансировались и софинансировались из федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования.
В настоящее время федеральными органами в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий передачу на уровень субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению расходов на оплату стоимости путевок, предоставляемых работающим гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения. При этом на 89 субъектов Российской Федерации предусматривается компенсация в размере только одного миллиарда рублей. В то же время такие расходы в Республике Татарстан в 2009 году, по данным Фонда социального страхования по РТ, составят более 230 млн. рублей.
В связи с этим Правительство республики проводит работу с депутатами Государственной Думы, с федеральными министерствами финансов, здравоохранения и социального развития, Фондом обязательного медицинского страхования по вопросу определения со стороны федеральных органов конкретного полноценного источника финансирования для осуществления названных дополнительных расходов.